Публичное представление материал на тему. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов мбоу «кобяйская сош им.е.эверстова» строевой марианны михайловны Любое публичное представление


В 1988 году я окончила филологический факультет МГУ имени Н.П. Огарева по специальности «Учитель русского языка и литературы, мордовского языка и литературы». В качестве учителя русского языка и литературы в МБОУ«Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» работаю с 1988 года.



Увлечён своим делом; - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; - профессионально грамотным; - интеллектуальным, нравственным и эрудированным; - проводником передовых педагогических технологий; - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; - знатоком во всех областях человеческой жизни.


Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов. Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он одновременно преподает и воспитывает. В своей работе стараюсь придерживаться золотого правила нравственности: «Обучай воспитывая, воспитывай обучая» Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет – «Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы».


Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Проведение уроков разных типов мне в этом помогает.


Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Наличие теоретической базы опыта. Над проблемой «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2009 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам.





Ведущей педагогической идеей является проведение современных типов урока с целью развития интереса к русскому языку и литературе. Как учитель, я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей. Разумеется, в моей практике используются и другие типы уроков. Это - уроки пресс-конференции, уроки-диалоги, уроки- аукционы, межпредметные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки - творческие отчеты, уроки-конкурсы и многие другие. Их главная цель - возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, достижение которой обычно связывается с той или иной степенью импровизации учителя на уроке.




Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.


Предмет2009/ / /2012 победителипризерыпобедителипризерыпобедителипризеры Русский язык Романов Роман (10 кл) Тюрькин Иван (10 кл), Глухов Дмитрий (10 кл) Романов Роман (11 кл), Шавачина Женя (10 кл) Ошина Катя (9 кл) Глухов Дмитрий (11 кл) Щавачина Женя (11 кл) Шавачина Лена (11 кл) Ошина Катя (10 кл) Русская литература Романов Роман (10 кл) Шавачина Женя (10 кл) Ошина Катя (9 кл) Шавачина Женя (10 кл) Шавачина Лена (10 кл) Шавачина Женя (11 кл) Шавачина Лена (11 кл) Ошина Катя (10 кл) Достижения учащихся в школьных олимпиадах


В 2010 /2011 учебном году по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ качество знаний составило 87,5% ФИО уч-сяБаллыОценка 1. Батяйкин Дмитрий Глухов Дмитрий Губанов Дмитрий Купряшкина Екатерина Резяпкин Михаил Резяпкин Петр Романов Роман Тюрькин Иван685 В 2010 /2011 учебном году по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ качество знаний составило 87,5%


Учебный год Школьный уровень Муниципальный уровень Региональный уровень 2007/ место- Макеева Оксана 2 место- Гагина Надежда Макеева Оксана Гагина Надежда Макеева Оксана место- Цаплин Денис 2 место- Романова Анна 3 место- Какнаев Игорь Резяпкина Олеся Романова АннаЦаплин Денис место- Какнаев Игорь 2 место- Резяпкина Олеся





Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МБОУ «Каринская СОШ»

Волковой Елены Вячеславовны

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели.

«Новая школа», построенная на новых ФГОС, будет учить детей применять полученные знания в практических ситуациях: ставить цель, искать информацию, делать предположения и строить теории. Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.

Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.

Именно поэтому с 2011 года я работаю над проблемой «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»

    Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободится от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.

Мне помогает в решении педагогических проблем концепция развивающего обучения, разработанная Л.С.Выготским, в центре которой - развитие человека как личности. Развитие рассматривается как «непрерывный процесс самовыдвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на первых ступенях единством общественного и личного при восхождении ребёнка по ступеням развития» (Л.С.Выготский “Педагогическая психология” М. 1991г.)

В учебном процессе работаю по программе «Школа России», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Э та программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.

    Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование

выдвигаемых принципов и приемов)

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

    Наличие теоретической базы опыта

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, мнемонические, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.

В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

Использую задания:

    с наличием образца выполнения;

    со вспомогательными вопросами;

    с инструкциями;

    с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре , в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Востребована мною технология работы в группах , так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию .

На уроках русского языка и математики с целью создания ярких ассоциативных образов при запоминании сложного термина или «трудного» слова широко использую мнемонические технологии. Мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Например, для того чтобы запомнить непроверяемую букву в словарном слове, интересно, с учётом психологических особенностей мышления младших школьников «оживляю» букву, создаю её «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.

В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.

В преподавании литературы использую интегрированные уроки . Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. С учителями – предметниками мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и других дисциплин: истории, музыки, информатики.

Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

Использую в процессе обучения и здоровесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний .

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

    Ведущая педагогическая идея

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

    Оптимальность и эффективность средств

Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

    Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

    Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

    Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

    Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

    Формированию личностных качеств ученика,

    Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

    Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

    Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Мои ученики ежегодно участвуют в школьных научно-практических конференциях с исследовательскими работами. Большой интерес ученики проявляют к участию в конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок», «Человек и природа», «Инфознайка». Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся.

Положительным в этом опыте считаю то, что участие учащихся в таких мероприятиях увеличивается год от года, и результаты растут.

В чем же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы.

Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.

Концепция
формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года

Российская общественная инициатива

I. Введение

1. Настоящая Концепция разработана в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в целях создания технических, организационных и правовых условий для публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года (далее - "российская общественная инициатива").

II. Принципы "российской общественной инициативы"

2. Создание условий для реализации "российской общественной инициативы" основывается на следующих принципах:

а) принцип законности, который предполагает, что предложение гражданина Российской Федерации в рамках "российской общественной инициативы" (далее соответственно - гражданин, предложение) не должно нарушать свободы, права и законные интересы других лиц.

Механизм "российской общественной инициативы" не должен подменять собой иные установленные законом процедуры участия граждан в управлении делами государства. В частности, следует ограничить возможность применения механизма "российской общественной инициативы" по вопросам, которые не могут выноситься на референдум в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

Реализация принципа законности потребует проведения предварительной экспертизы выдвигаемого предложения до размещения этого предложения с использованием общедоступного специализированного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - специализированный ресурс);

б) принцип открытости, который предполагает создание и свободное использование специализированного ресурса, что обеспечивает открытый доступ любых заинтересованных лиц к размещенным предложениям, возможность ознакомления с результатами голосования, а также со всеми решениями, принятыми в отношении выдвигаемых предложений.

Принцип открытости предполагает также запрет на выдвижение анонимного предложения. Обеспечение идентификации инициатора предложения предполагается осуществлять с использованием единой системы идентификации личности в рамках федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации).

Регистрация пользователей с использованием указанной системы позволит обеспечить участие в выдвижении предложений и голосовании за них исключительно граждан, достигших 18 лет;

в) принцип обязательности рассмотрения, который предполагает, что все предложения, выраженные с использованием средств специализированного ресурса, поддержанные в течение одного года не менее 100 тыс. граждан, подлежат обязательному рассмотрению рабочей группой при Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства (далее - рабочая группа);

г) принцип доступности, который предполагает как исключение завышенных требований к содержанию и оформлению предложения, так и наличие требований, обеспечивающих ясность и недвусмысленность толкования этого предложения при рассмотрении другими гражданами, органами государственной власти и иными органами и организациями. Принцип доступности предполагает также разработку Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требований, обеспечивающих доступ к специализированному ресурсу для граждан с ограниченными физическими возможностями, использование мобильных приложений, а также наличие подробных и простых для понимания инструкций по работе со специализированным ресурсом.

III. Процедура осуществления "российской общественной инициативы"

3. Процедура осуществления "российской общественной инициативы" предусматривает следующие этапы:

а) публичное представление предложения, в том числе:

направление гражданином предложения с использованием специализированного ресурса;

проведение предварительной экспертизы предложения оператором специализированного ресурса, принятие им решения о размещении предложения с использованием специализированного ресурса в разделе для голосования либо об отказе в его размещении;

б) рассмотрение предложения рабочей группой и принятие решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения;

в) разработка федеральным органом исполнительной власти проекта нормативного правового акта, направленного на реализацию предложения;

г) принятие федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или иного решения, либо внесение Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, либо представление проектов распоряжений и указов Президенту Российской Федерации.

IV. Публичное представление предложения

4. Направление гражданином предложения осуществляется посредством заполнения специальной формы с использованием специализированного ресурса. Инициатором предложения является гражданин, авторизованный с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (далее - инициатор предложения).

6. Оператор специализированного ресурса осуществляет:

а) техническое обеспечение работы специализированного ресурса;

б) направление предложения в рабочую группу в случае поддержки предложения не менее 100 тыс. голосов "за";

в) регулярное направление в рабочую группу результатов мониторинга поступивших предложений;

г) разъяснительную работу по функционированию специализированного ресурса.

7. Предложение гражданина подлежит предварительной экспертизе оператором специализированного ресурса на предмет соответствия следующим требованиям:

а) предложение представляется на русском языке;

б) предложение не содержит нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью других лиц, призывов к осуществлению экстремистской деятельности;

в) предложение содержит описание проблемы, которую предлагается решить, вариант (варианты) ее решения, обоснование предлагаемых решений.

а) предложения, противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права;

б) предложения, аналогичные предложению, которое ранее было выдвинуто для голосования с использованием специализированного ресурса и в отношении которого голосование не завершено;

в) предложения по вопросам, предусмотренным частью 5 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации";

г) предложения, не соответствующие требованиям, содержащимся в настоящей Концепции.

9. По результатам предварительной экспертизы оператор специализированного ресурса направляет инициатору предложения в электронном виде уведомление о размещении предложения с использованием специализированного ресурса и начале процедуры голосования либо об отказе в его размещении.

10. Инициатор предложения, получивший отказ в размещении его предложения для голосования, может повторно представить указанное предложение для размещения с использованием специализированного ресурса после устранения указанных оператором несоответствий.

11. В случае выдвижения предложения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью других лиц, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, инициатор предложения ограничивается в возможности выдвигать предложения с использованием специализированного ресурса, о чем он уведомляется в электронном виде.

13. Система голосования с использованием специализированного ресурса организуется по принципу "один человек - один голос" таким образом, чтобы граждане имели возможность проголосовать как за предложение, так и против него.

14. Если предложение содержало 2 и более варианта решения поставленной в нем проблемы, на альтернативное голосование выносятся все предложенные варианты.

15. Поддержанным считается предложение, которое в течение одного года после его размещения с использованием специализированного ресурса собрало 100 тыс. голосов и более "за". В случае если на альтернативное голосование было вынесено несколько вариантов решения проблемы, поставленной в предложении, предложение считается поддержанным, если хотя бы один из указанных вариантов получил в течение одного года не менее 100 тыс. голосов "за".

Предложение, не набравшее в течение одного года 100 тыс. голосов "за", считается не поддержанным и снимается с голосования.

V. Экспертиза предложения и принятие решения о целесообразности разработки проекта нормативного правового акта или иного решения

18. В целях проведения экспертизы, указанной в пункте 16 настоящей Концепции, создается рабочая группа.

Состав рабочей группы и регламент ее деятельности утверждаются Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.

Рабочая группа для осуществления своей деятельности может привлекать представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества, а также экспертов.

19. По результатам рассмотрения предложения рабочая группа принимает решение о необходимости разработки проекта нормативного правового акта или иного решения, направленного на реализацию предложения. В случае принятия рабочей группой решения о поддержке предложения ее руководитель докладывает на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства о принятом решении. Указанная Комиссия направляет протокол в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

20. Протокол заседания рабочей группы, на котором рассматривалось предложение, и протокол заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства размещаются с использованием специализированного ресурса.

VI. Разработка проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения

21. Разработка и общественное обсуждение проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Проект нормативного правового акта, подготовленный на основании предложения, размещается с использованием специализированного ресурса.

VII. Развитие механизмов публичного представления предложений

23. Предусмотренные настоящей Концепцией процедуры могут уточняться и корректироваться по мере ее реализации.

Введение

Чтобы завершить исследование популярных управленческих идей от «обыкновенных», в дополнение к рассмотрению их содержания, соответствия потребностям менеджеров, времени их «выхода в свет» и их продвижения на рынке, нам необходимо проанализировать процесс их публичной презентации автором или ответственными за продвижение лицами.

Исторически роль представляющего идею индивида была весьма важной. На публичной презентации Фредериком Тейлором идей научного менеджмента в нью-йоркском Гранд Паласе в 1914 г. собрались 69 000 человек (Reich, 1984). Однако наиболее полное документальное отражение нашла его публичная презентация, состоявшая на слушаниях Конгресса, посвященных результатам внедрения научного менеджмента в Уотертаунском арсенале (Массачусетс) в 1911 г. Пропагандировавший идеи теории человеческих отношений Элтон Мэйо был завсегдатаем конференций представителей бизнеса (причем наравне с рассуждениями об управленческих идеях оратор непременно уделял внимание отстаиванию тезиса о необходимости отказа государства от вмешательства в экономику).

Следует отметить, что традиционная форма публичной лекции как средства массовой коммуникации и воздействия в значительно мере сдала свои позиции (если не полностью исчезла). Иисус Христос проповедовал перед толпами, Джон Уэсли - на склоне холма, Адольф Гитлер - на Нюрнбергских сборищах. Изнуряющие турне британских политиков и их речи в церковных залах в период предвыборных кампаний скорее являются пережитком прошлого. В самом деле, традиционная массовая лекция (такая, как евангелистская проповедь Билли Грэхема на стадионе Уэмбли перед многотысячной аудиторией слушателей) воспринимается сегодня как уникальное явление, заслуживающее обязательного освещения в прессе.

Тем не менее, несмотря на широкое наступление электронных медиа, публичная речь все еще востребована. Премьер-министры Великобритании все еще выступают с трибуны перед многомиллионной аудиторией во время ежегодных партийных конференций (с помощью телевидения, естественно). Если слушатели не желают прийти к ораторам, ораторы идут к аудитории (телевидение, видео- или аудиокассеты). Большинство современных гуру широко используют аудиовизуальные учебные материалы. А некоторые из них выпускают телевизионные сериалы. Интересно, что наша оценка достоверности идей, убеждений и заявлений ораторов, видимо, во многом зависит от того, как он или она пришли к своим выводам, даже если логические взаимосвязи между тем, что они говорят, и тем, как они говорят отсутствуют.

Анализ результатов одного из коммуникативных исследований позволил А. Мехрабиану сделать вывод о том, что 50% внимания аудитория уделяет тому, как говорят выступающие, 42% - тому, как они выглядят, и только 8% - тому, что они сказали (Mehrabian, 1968). Данные результаты можно частично отнести и к миру менеджмента. Д. Гоулер и К. Легг отмечали, что менеджмент всегда славился традицией устных выступлений (Gowler and Legge, 1983), важность которых подчеркивалась и Г. Минцбергом (Minzberg, 1973), Р. Стюартом (Stewart, 1976) и Т. Дэвисом и Ф. Лютенсом (Davis and Luthans, 1980). Данные исследований показывают, что от половины до трех четвертей времени менеджера посвящается передаче и получению информации неписьменным способом. Р. Стюарт, например, сообщал, что «менеджмент является вербальным миром, обитатели которого инструктируются, получают помощь и убеждаются посредством скорее личных контактов, чем написанных на бумаге слов» (Stewart, 1976: 92). Считается, что идеи некоторых специалистов в области менеджмента, и в частности Розабет Мосс Кантер, более доступны при прослушивании ее «в живую», чем при чтении ее книг (Personnel Management 1986: 19).

Дело не только в том, что менеджеры, видимо, предпочитают, устные рассказы чтению книг. Они, по-видимому, возлагают на оратора функцию развлечения аудитории в момент передачи информации. Анализируя традиционные допущения преподавателей и инструкторов в отношении условий обучения менеджеров, Дж. Саламан и Дж. Батлер указывали, что аудитория предпочитала обучение на практических примерах и ценном управленческом опыте - слушатели ожидали, что рассматриваемая теория найдет очевидное, оперативное практическое применение (Salaman and Butler, 1990). Парадоксально, но авторы утверждали, что, с одной стороны, данный подход может рассматриваться как активный (делать дело), но с другой - он носил пассивный характер. В качестве учеников менеджеры прилагали недостаточные усилия для раскрытия уместности, применимости или практичности общих допущений, предложенных для решения их личной ситуации или проблемы. Предлагался некий подход к обучению в духе «ресторанов быстрого обслуживания», когда устраняется масса скучных, казалось бы, операций, вместе с которыми куда-то исчезают и кулинарные изыски.

Более существенно, отмечали Дж. Саламан и Дж. Батлер, что при таком подходе ответственность за успех любого учебного мероприятия возлагается как на инструкторов, так и на учебный материал:

Инструкторы рассматривались как абсолютно неотъемлемые с точки зрения подачи и успеха материала исполнители (соответственно и вознаграждавшие). В среде, в которой успех (понимаемый как получение новой должности) зависит от одобрения аудитории и сильной потребности в определенности и методике, форма имеет не меньшее значение, чем содержание (Salaman and Butler, 1990: 185).

Известный проповедник-методист XIX в. Джон Уэсли - прекрасный пример мастерского использования навыков эффективных устных выступлений (в религиозных рамках). Ему удалось обратить в свою веру тысячи слушателей и построить эффективную структуру, которая увековечила его учение. Сама идея о существовании некоей связи между выступавшим на холодном и продуваемом ветрами склоне холма около двух сотен лет назад Уэсли и стоящим на трибуне роскошного зала с центральным отоплением управленческим гуру может показаться абсурдной. Как еще более причудливое могло бы быть воспринято заявление о наличии связи между проводимой гуру презентацией и используемыми в разных частях света во времена Холодной войны методами «промывания мозгов». В этой главе мы постараемся не только показать сходство между, казалось бы, принципиально различными методами, но и доказать, что, принимая во внимание их эффективность, данные методы используются в модифицированной форме многими из тех, кто представляет публике различные управленческие идеи.

Менеджеры могли быть привлечены на семинар репутацией отдельного гуру, но вопрос о том, сможет ли оратор убелить аудиторию в необходимости внедрения своих рекомендаций, остается открытым. Гуру, со своей стороны, заинтересован в том, чтобы осуществить процесс обращения в свою веру, поскольку следствием этого могут быть дополнительные приглашения на выступления в компаниях или новые возможности для предоставления консультационных услуг. Способен ли Известный проповедник-методист XIX в. Джон Уэсли - прекрасный пример мастерского использования навыков эффективных устных выступлений (в религиозных рамках). Ему удалось обратить в свою веру тысячи слушателей и построить эффективную структуру, которая увековечила его учение. Сама идея о существовании некоей связи между выступавшим на холодном и продуваемом ветрами склоне холма около двух сотен лет назад Уэсли и стоящим на трибуне роскошного зала с центральным отоплением управленческим гуру может показаться абсурдной. Как еще более причудливое могло бы быть воспринято заявление о наличии связи между проводимой гуру презентацией и используемыми в разных частях света во времена Холодной войны методами «промывания мозгов». В этой главе мы постараемся не только показать сходство между, казалось бы, принципиально различными методами, но и доказать, что, принимая во внимание их эффективность, данные методы используются в модифицированной форме многими из тех, кто представляет публике различные управленческие идеи.

После Второй мировой войны публичная известность представителей разных управленческих идей неуклонно возрастала. Сторонники теории новых человеческих отношений (доминировавшей в сфере менеджмента в 1960–1970-х гг.) были преподавателями школ бизнеса и консультантами. В 1980 гг. к ним присоединились герои-менеджеры и обе эти группы достигли (возможно, временно) рейтингов поп-звезд. Некоторых из представителей аудитории привлекала исключительно репутация оратора, и решение о необходимости прочитать его книгу принималось на основе впечатления от публичной презентации.

Менеджеры могли быть привлечены на семинар репутацией отдельного гуру, но вопрос о том, сможет ли оратор убелить аудиторию в необходимости внедрения своих рекомендаций, остается открытым. Гуру, со своей стороны, заинтересован в том, чтобы осуществить процесс обращения в свою веру, поскольку следствием этого могут быть дополнительные приглашения на выступления в компаниях или новые возможности для предоставления консультационных услуг. Способен ли оратор убедить аудиторию в своем способе мышления как наилучшем, если слушатели не были предрасположены к нему?

Действительная цель убедительных коммуникаций со стороны гуру состоит не в том, чтобы его идеи обязательно и незамедлительно превращались в действия со стороны аудитории, но в изменении ее убеждений, установок и чувств в отношении предложений оратора. Психологи подтверждают, что в процессе убедительного выступления оратора данные аспекты личности слушателя могут быть изменены. Такого рода перемены, в свою очередь, могут в конечном счете привести к трансформации поведения слушателя. Психологическая литература предлагает обширные указания на тему того, как изменить личностные установки по отношению к предмету, в то время как философские работы предлагают нам заглянуть внутрь риторики как искусства эффективного выступления. Анализ положений психологии и риторики позволяет нам высказать предположения относительно эффективного влияния на состоящую из менеджеров аудитории в процессе устного выступления. Одним из первым, кто знал о том, как сказать нечто, чтобы воздействовать на одобрение идеи слушателями, был греческий философ Аристотель. Действительно, он проводил различие между тремя способами убедительного призыва, основывавшегося на духе или характере (ethos, достоверности источника), эмоциональной привлекательности и логических аргументах. Аристотель писал:

Мы выделяем три вида предоставляемых произнесенным словом способов убеждения. Первый зависит от духа оратора; второй - от его умения установить определенные рамки мышления для аудитории; а третий зависит от его аргументов или видимого доказательства, предоставленного словами выступления самого по себе. Убеждение достигается личным характером выступающего, когда речь произносится так, чтобы заставить нас думать о нем как о заслуживающем доверия… Данный вид убеждения, подобно другим, должен достигаться за счет того, что говорит оратор, но не за счет того, что люди думают о его личности до того, как он начинает говорить. Во-вторых, убеждение может исходить от самих слушателей, когда речь вызывает у них определенные эмоции... В-третьих, убеждение обеспечивается посредством речи самой по себе, когда мы доказываем истину или мнимую истину с помощью адекватных рассматриваемому вопросу убедительных аргументов (Aristotle, Rethorica, из McKeon, 1941).

Способ (mode) убеждения по Аристотелю мы обсуждали в гл. 2 (исследование содержания управленческих идей). Здесь же мы рассматривает содержание идей и формы их представления, наилучшим образом «убеждающие» состоящую из менеджеров аудиторию, а именно: личность оратора и эмоциональный отклик слушателей.

Личность оратора

Аристотель ссылался на «дух» или воспринимаемую личность оратора. Он знал, что поведение, которое представляет оратора его аудитории как индивида с сильным характером, умного и добродетельного, способствовало усилению воздействия речи. Принято выделять такие его факторы, как опытность, доверие и личный динамизм. Давайте рассмотрим каждый из них.

Опытность
Что мы знаем об ощущаемой опытности? В одной из своих работ Т. Кун приводил пример исследовательской статьи, написанной весьма респектабельным специалистом по электродинамике, чье имя, на журнальных страницах было случайно пропущено (Kuhn, 1970). До тех пор, пока авторство не было раскрыто, коллеги-ученые рассматривали ее как явно ошибочную. А затем они быстро изменили свое отношение, и изложенные в статье положения оценивались как общепризнанные. Репутация оратора оказывает огромное воздействие на восприятие аудиторией истинности и ценности содержания высказываемых ими идей.

Более контролируемый и более известный эксперимент, известный как «Лекция доктора Фокса», был проведен в Медицинской школе Университета Южной Калифорнии (Naftulin et al., 1973). Речь идет от лекции, прочитанной доктором Майроном Фоксом для группы психологов, психиатров, администраторов и педагогов. Отзывы аудитории на его выступление оказались исключительно благоприятными. Слушатели описывали оратора как «весьма компетентного специалиста», а саму презентацию как «превосходную». В действительности, роль «доктора Фокса» была исполнена специально подготовленным к прочтению лекции на заданную тему и «обеспеченным» вызывающими уважение послужным списком и биографией актером. Основанная на реальной научной статье, сама по себе лекция была полна противоречивых утверждений, возможностей для двойственного истолкования и non sequiturs. Проводившие эксперимент исследователи были заинтересованы в изучении воздействия личности на рейтинги лекций. Они пришли к выводу, что характер представления превалирует над содержанием выступления; кроме того, во многих случаях внимание аудитории к произносимым словам было не более чем иллюзией. Результаты многих специальных исследований подтверждают изречение о том, что человек скорее «видит то, что знает», чем «знает то, что видит».

Доверие
Что касается доверия, то замечание Аристотеля действительно обладает интуитивной привлекательностью. Обсуждая характер экс-президента США Рональда Рейгана, Л. Морроу писал:

Он продемонстрировал нам, что означает быть «вместе» с аудиторией, стоять на сцене и увлекать людей. Игра на сцене, когда достигается истинная гармония между выступающим и аудиторией почти равна квалифицированному руководству. Актер входит в сознание других людей и заставляет их смеяться или плакать, чувствовать именно то, что он хочет, чтобы они ощутили. Имеет место мощное и примитивное действо, манипуляция, но на своем самом глубоком уровне это есть форма первобытно-родового общения. «Великий коммуникатор» разговаривал с американским народом на родовом уровне (Morrow 1986: 8).

То, что описывает Л. Морроу известно в психоаналитической теории как понятие идентификации (отождествления). Вот как объясняет его К. Бурк:

А не является тождественным со своим коллегой Б. Но постольку, поскольку их интересы являются общими, А является тождественным Б… В то же самое время он сохраняет уникальность, этакое индивидуальное сосредоточие мотивов. Таким образом, он одновременно и объединенный, и отдельный, в одно и то же время особое существо и единосущное с другим (Burke 1962: 544–545).

Используем аналогию из физического мира, когда два камертона одинаковой частоты размещаются друг около друга, один из которых, звучащий, помещается рядом с другим и затем после некоторого промежутка времени останавливается. Несмотря на это мы слышим звук, который издает нетронутый камертон. Данный феномен получил называние «ответной вибрации» и для его возникновения требуется, чтобы два независимых тела имели идентичные резонансные частоты. Данное требование распространяется и на людей, которые также могут иметь схожие психологические резонансные частоты. Исследования проблем личности показывает, что более всего мы подвержены воздействию со стороны наших самых близких друзей и родственников. На семинарах по менеджменту ответная вибрация может возникать и в аудитории, поскольку и слушатели, и лектор размышляют о мире труда в одних и тех же терминах. А эффективные ораторы умеют адаптироваться и разговаривать на языке своих слушателей.

Одна из основных целей публичных политиков - убеждение аудитории в том, что они заслуживают доверия, обладают профессионализмом и динамизмом. По крайней мере, часть такого восприятия создается их физической привлекательностью, то есть тем, как они выглядят и как они говорят. С точки зрения Л. Морроу, способность Рональда Рейгана выглядеть искренним, аутентичным в глазах своей аудитории была одной из его самых сильных сторон. Вот почему ему доверяли даже те граждане США, которые не разделяли проповедуемые президентом принципы.

Общим же для успешных политических деятелей и гуру от неджмента является набор строго исповедуемых убеждений. Чтобы убедить других, эффективный оратор должен сначала сам поверить в то, что он собирается говорить. Л. Морроу отмечал: «В Голливуде существует старое правило. Если на экране крупным планом появляется лицо актера, который не верит в произносимые в этот момент слова, ему никогда не удастся убедить в их искренности и аудиторию». О Томе Питерсе, наиболее успешном и одном из наиболее высокооплачиваемых ораторов по вопросам бизнеса, обычно говорят как о евангелисте, миссионере или революционере.

Обладание или отсутствие безусловной веры или миссии определяет как язык, так и используемый оратором способ представления материала. Верующий человек может проявить себя как увлеченный, убедительный и возбуждающий. Маску «скептика» обычно выбирают ученые, использующие в ходе презентации результатов научного исследования отрицания и защитные обобщения; как правило, аудитория воспринимает таких ораторов как беспристрастных, сдержанных, но скучных. Верящий в нечто человек стремится донести до различных аудиторий одно и то же послание, в то время как ученый склонен представлять разные послания для одной и той же аудитории.

Возможно, что существенное различие между вызывающим резонанс основанным на вере красноречием и сдержанной презентацией результатов научных исследований, определяется тем, что первое взывает к эмоциям, в то время как второе само по себе адресуется интеллекту. Хорас Уолпол, комментируя стиль проповеди Джона Уэсли, говорил: «Очевидно, что Гаррик является актером. Он произносил свою проповедь настолько быстро (я уверен, что он часто проговаривал ее), словно она была своего рода уроком. Он наделен способностями и даром красноречия, но ближе к концу он повышал голос и переигрывал с этим своим энтузиазмом» (Knox, 1950: 84).

Если мы знаем о необходимости внешней искренности, аутентичности, подлинности, то как их добиться? Зная о необходимости выглядеть неподдельно искренним, использование Р. Рейганом во время выступлений в студии телесуфлера позволяло ему смотреть прямо в камеру. Маргарет Тэтчер и другие политики использовали аналогичную технику во время произнесения речей на партийных съездах и конференциях. Способствующие визуальному контакту оратора и аудитории «машины искренности» помогают выступающему выглядеть максимально искренним и заслуживающим доверия.

Личный динамизм
Третьим аспектом аристотелевского духа, этоса был личный динамизм. Но не является ли он внутренней особенностью личности, природным даром? Дж. Аткинсон установил, что очаровывающее красноречие, о котором часто говорят как о динамизме или харизме оратора, сводится к ограниченному числу известных на протяжении тысячелетий поведенческих (а следовательно, пригодных для того, чтобы им научиться) разговорных методик (Atkinson, 1984). Разговорные же методики, в свою очередь, сводятся к одной доминирующей стратегии, которая заключается всего лишь в отказе от использования в ходе устного выступления заранее подготовленного письменного текста. Аудитория однозначно положительно воспринимает отсутствие у оратора записей. Следовательно, выступающий воспринимается ею как более искренний и непосредственный. Решение об отказе от использования текста влечет за собой и другие повышающие убедительность речи побочные результаты. Оратор получает возможность усилить выразительность речи с помощью тщательно скоординированных движений головы, рук и кистей, что особенно важно в случае, когда презентация осуществляется перед большой аудиторией. Выступающий также способен поддерживать более продолжительный визуальный контакт с аудиторией, наблюдать и реагировать на поведение слушателей. Постоянное наблюдение за аудиторией является также средством удержания ее внимания. Использование языка тела ясно сигнализирует слушателям об усилиях, которые оратор вложил и вкладывает сейчас в произнесение речи.

Если первая рекомендация состоит в отказе от использования в процессе выступления заранее приготовленного текста, то вторая - в отказе от очков. Немногие из великих ораторов носили очки. А. Гитлер нуждался в очках, но носил их только в частной жизни. Во время же публичных выступлений он пользовался напечатанными сантиметровым шрифтом краткими тезисами речей. Почему следует избегать очков?

Дж. Аткинсон объяснял, что человеческие существа относятся к классу приматов, у которых радужная оболочка глаза обрамляется видимыми областями белка (Atkinson, 1984), что и определяет большое коммуникативное значение наших глаз. Наличие белков позволяет аудитории замечать даже легкие движения глаз оратора на больших расстояниях.

В качестве крайних примеров Дж. Аткинсон упоминает прекрасно использующего власть визуального контакта одного из наиболее харизматических ораторов Лейбористской партии Великобритании Тони Бенна и философа из Оксфорда А. Айера, вынужденного после несчастного случая постоянно носить темные очки и обнаружившего, что удерживать внимание крупной студенческой аудитории ему стало гораздо труднее. Дж. Херитидж и Д. Грейтбэтч исследовали роль, которую играет в восприятии оратора аудиторией манера произнесения им речи (интонация, распределение во времени и жесты), и пришли к выводу, что они использовались для того, чтобы сдерживать или подталкивать аплодисменты («работа с аудиторией») (Heritage and Greatbatch, 1986). Выявленные методики включали в себя пристальное вглядывание в аудиторию в момент или около точки завершения сообщения; использование более громкого голоса, чем обычно, при произнесении определенных отрывков; произнесение с варьированием нажима или ударения; заметное ускорение или замедление речи; использование множества невербальных жестов.

Результаты этих исследований несколько продвигают нас в направлении объяснения изменчивости отклика аудитории на некоторых современных управленческих гуру. Посетители семинара Генри Минцберга в Лондоне рассказывали, что во время выступления бесстрастные глаза оратора «спрятанные за толстыми линзами очков, были зафиксированы где-то на задней стене зала» (Foster, 1989: 75). Многие менеджеры, консультанты и ученые просматривали и сравнивали снятые на видеопленку презентации Тома Питерса, Розабет Мосс Кантер и других американских гуру. Опираясь на выводы своего исследования, Дж. Аткинсон, возможно, посоветовал бы как Генри Минцбергу, так и Майклу Портеру, если они хотят добиться максимального воздействия на большую аудиторию, заменить очки контактными линзами.

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»

Хрестиной Ирины Николаевны

Тема: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО».

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что в настоящее время со стороны родителей младших школьников имеется социальный заказ на то, чтобы образование, которое их дети получат в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного изучения отдельных предметов, для развития творческого мышления и комплексного интеллектуального развития детей, способных в будущем принимать нестандартные решения. Основная задача – раскрепостить мышление каждого ребёнка, использовать все возможности для развития способностей, которые дала ему природа, сохранить и развить их, то есть раскрыть индивидуальность каждого, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести устойчивость к социальным воздействиям. На это же ориентирует нас ФГОС НОО. Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить. Поэтому на первый план образования выдвигается задача развития каждого школьника.

Концептуальность.

Своеобразие и новизна опыта заключаются в создании воспитательной системы, позволяющей сделать детский мир интеллектуально богатым, нравственно чистым, эмоционально привлекательным, комфортным и защищённым. Чтобы каждый ребёнок мог сказать: «Это мой мир и мир вокруг меня». Детский мир – это, прежде всего, школьный мир, мир школьной семьи, где существует свой уклад жизни, свои традиции, своя история. Всё школьное сообщество влияет на формирование взглядов, вкусов, привычек, а главное, мировоззрение младшего школьника, помогает осознать себя как частицу окружающего мира. Основным условием создания такой воспитательной системы является максимум внимания, любви, ласки, уважения к детям. При дефиците внимания, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь перед окружающими, формируется чувство отчуждённости. В силу возрастных особенностей сегодняшние дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны, подвержены чужому влиянию, как положительному, так и отрицательному. Они отличаются взрослостью суждений, практичностью в поступках, но все испытывают затруднения в общении, взаимодействии, сотрудничестве. Поэтому основным принципом в своей работе я считаю принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителя, педагогов дополнительного образования, педагогов – предметников, работающих в классе. Изменения в организации процесса обучения и воспитания младших школьников также связаны с реализацией новых принципов проведения уроков и воспитательных мероприятий. Наряду с общепринятыми (доступности, активности, наглядности (иллюстративности), последовательности, системности, сознательности) я использую новые принципы:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка , предполагающий использование во время учебно-воспитательной работы таких методов и приёмов, в процессе выполнения которых вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств, обеспечивающих включение ребёнка в процесс управления собственными физиологическим и психическим состояниями.

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации учебно-воспитательной работы, в результате которой осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения поставленных задач и проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность учащихся, совершенствуются их интеллектуальные качества.

3. Принцип обоснованного ответа. Его реализация предполагает установку учащихся на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими заданий, необходимость обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип успешности в обучении и развитии. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, то есть новую зону ближайшего развития.

Наличие теоретической базы опыта.

В основе воспитательной системы лежит разработанная известным философом М. С. Каганом структура личности, состоящая из пяти основных потенциалов:

Интеллектуального (познавательного);

Ценностного (нравственного);

Коммуникативного;

Творческого;

Художественного.

Формирование перечисленных потенциалов способствует развитию целостной, многогранной и творческой личности человека, что и является моей важнейшей целью. Представления М. С. Кагана о личности стали для меня методологической основой для создания воспитательной системы, в которой можно выделить пять миров:

1. Мир знаний.

2. Мир интересов и ценностей.

3. Мир общения.

4. Мир творчества.

5. Мир искусства.

Также я опираюсь в своей работе на теоретические рекомендации интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, П. Я. Гальперина, И. С. Якиманской.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта – создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Первый год реализации программы (1 класс):

Знакомлю с различными видами внимания и памяти, способствую развитию познавательных интересов;

Обеспечиваю положительный эмоциональный настрой учащихся к активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр, кружка «Маленький мастер», кружков проектной деятельности «Планета « Здоровье», «Клуб «Почемучки»;

Привлекаю родителей к реализации данной программы.

Второй год реализации программы (2 класс):

Знакомлю со способами развития внимания, памяти;

Развиваю познавательные способности школьников – восприятие, воображение, мышление (логическое и творческое) через организацию работы образовательных кружков «Занимательная математика», «Знатоки грамматики», кружков проектной деятельности «Планета « Здоровье», «Клуб «Почемучки»;

Воспитываю коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе.

Третий год реализации программы (3 класс):

Совершенствую навыки познавательной деятельности учеников;

Формирую оргдеятельностные умения третьеклассников: самоорганизацию, самокоррекцию, поддерживаю желание успешно учиться;

Воспитываю у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора.

Четвёртый год реализации программы (4 класс):

Обеспечить устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию своих интеллектуальных способностей;

Поддерживать увлечённость учащихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности;

Обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.

Оптимальность и эффективность средств.

Работа на классных часах по авторской программе «Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников», нацеленной на изучение индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка, способствующей сохранению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов, формированию личностных качеств – самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки;

Использование технологии мониторинга результативности обучения младших школьников;

Программы работы кружков проектной деятельности «Планета « Здоровье», «Клуб «Почемучки»;

Использование личностно-ориентированных, информационно - коммуникационных, игровых, тестовых, здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения, проектной методики, исследовательской деятельности, технологии рейтинговой оценки деятельности учащихся «Портфолио»;

Творческие конкурсы;

Интеллектуальные игры,

Экскурсии;

Работа с родителями.

Результативность опыта.

Результаты работы по теме « Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников »:

1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.

2. Обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учёбе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность.

3. Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности.

4. Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения.

5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса.

6. Увлекаются каким – либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.

7. Младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной деятельности.

Опыт работы по теме ориентирован на:

Положительную динамику результативности обучения, воспитания и развития обучаемых;

Активное участие младших школьников в муниципальных, республиканских, межрегиональных и Всероссийских интеллектуальных конкурсах и достижение высоких результатов в них;

Рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, кружках и клубах по интересам;

Активное участие учащихся во внеклассной работе;

Высокий уровень удовлетворённости родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы;

Высокий уровень сплочённости детского коллектива.

Уровень

Учебный год

Количество участников

Количество победителей и призёров

класс

Международный конкурс по естествознанию «Человек и природа

2014-2015 уч. год

Международный конкурс по русскому языку «Кирилица»

2015-2016 уч. год

Международный конкурс по окружающему миру «Лисёнок»

2015-2016 уч. год

Международный конкурс по математике «Лисёнок»

2015-2016 уч. год

Международный конкурс по литературному чтению «Лисёнок»

2015-2016 уч. год

Всероссийская олимпиада по математике «Дино-олимпиада»

2015-2016 уч. год

Всероссийская олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»