Российский военные корабли и самолеты проект. Морской арсенал: какие корабли получит ВМФ России в ближайшие годы. место – Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков»

Предлагаю Вашему вниманию список боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов для ВМФ России, строящихся или проходящих испытания по состоянию на 08.08.2017.

1. Многоцелевой патрульный корабль ледокольного типа проекта 23550.

Заводской № 02460 - заложен 19.04.16 - «Иван Папанин»

2. 3. 4. 5. Фрегаты проекта 22350.

№ 921 - заложен 01.02.06 - спущен 29.10.10 - «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

№ 922 - заложен 26.11.09 - спущен 12.12.14 - «Адмирал флота Касатонов»

№ 923 - заложен 01.02.12 - «Адмирал Головко»

№ 924 - заложен 14.11.13 - «Адмирал флота Советского Союза Исаков»

6. 7. 8. 9. Фрегаты проекта 11356.

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01359 - заложен 29.02.12 - спущен 02.09.15 - «Адмирал Макаров»

Заводской № 01360 - заложен 12.07.13 - спущен 02.03.16 - «Адмирал Бутаков»

Заводской № 01361 - заложен 15.11.13 - «Адмирал Истомин»

Заводской № 01362 - в постройке

10. Корвет проекта 20386.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 1009 - заложен 28.10.16 - «Дерзкий»

11. 12. Корветы проекта 20385.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 1005 - заложен 01.02.12 - спущен 30.06.17 - «Гремящий»

Заводской № 1006 - заложен 25.07.13 - «Проворный»

13. 14. 15. 16. 17. Корветы проекта 20380.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Зав. № 1007 - заложен 20.02.15 - «Ретивый»

Зав. № 1008 - заложен 20.02.15 - «Строгий»

ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре)

Зав. № 2102 - заложен 20.04.12 - «Громкий»

Зав. № 2103 - заложен 22.07.15 - «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов»

Зав. № 2104 - заложен 01.07.16 - «Резкий»

18. 19. 20. 21. 22. Патрульные корабли проекта 22160.

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)

Заводской № 161 - заложен 26.02.2014 - «Василий Быков»

Заводской № 162 - заложен 25.07.2014 - «Дмитрий Рогачёв»

Заводской № 163 - заложен 18.02.2016 - «Павел Державин»

Заводской № 164 - заложен 08.05.2016 - «Сергей Котов»

Заводской № 165 - заложен 25.11.2016 - «Виктор Великий»

23. 24. 25. 26. 27. Малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М».

Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро».

Строительство ведёт ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Татарстан)

Заводской № 636 - заложен 29.08.13 - спущен на воду? - «Вышний Волочёк»

Заводской № 637 - заложен 29.05.14 - «Орехово-Зуево»

Заводской № 638 - заложен 29.08.14 - «Ингушетия»

Заводской № 639 - заложен 10.04.15 - «Грайворон»

Заводской № 640 - заложен 24.04.17 - «Гром»

28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт».

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

Заводской № 251 - заложен 24.12.2015 - спущен 29.07.2017 - «Ураган»

Заводской № 252 - заложен 24.12.2015 - «Тайфун»

Заводской № 253 - заложен 29.07.2016 - «Шквал»

Заводской № 257 - заложен 24.12.2016 - «Буря»

ФГУП «Судостроительный завод «Море»

Заводской № 254 - заложен 10.05.2016 - «Шторм»

Заводской № 255 - заложен 17.03.2017 - «Охотск»

Заводской № 256 - готовится к закладке

АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» / ООО «Судостроительный завод «Залив»

Заводской № 801 - заложен?.2016

Заводской № 802 - заложен?.2016

37. 38. Ракетные катера проекта 12418.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01301 - в постройке

Заводской № 01302 - в постройке

39. 40. 41. Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит».

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург)

Заводской № 522 - заложен 24.04.2015 - «Георгий Курбатов»

Заводской № 523 - заложен 25.01.2017 - «Иван Антонов»

Заводской № 524 - заложен 20.04.2017 - «Владимир Емельянов»

42. 43. 44. 45. 46. 47. Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок».

ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Татарстан)

Заводской № 988 - заложен 12.01.15 - спущен?

Заводской № 989 - заложен 07.05.15

Заводской № 8005 - в постройке

Заводской № 8006 - в постройке

Заводской № 8007 - в постройке

Заводской № 01224 - заложен 15.04.16 - спущен 22.06.17

48. 49. Большие десантные корабли (БДК) проекта 11711.

Проектант - ОАО «Невское Проектно-Конструкторское Бюро» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград)

Заводской № 01301 - заложен 24.12.04 - спущен 18.05.12 - «Иван Грен»

Заводской № 01302 - заложен 11.06.15 - «Пётр Моргунов»

50. Средний разведывательный корабль (СРЗК) проекта 18280.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 788 - заложен 14.11.13 - спущен 15.05.17 - «Иван Хурс»

51. Океанографическое исследовательское судно проекта 22010 «Крюйс».

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калиниград)

Заводской № 01604 - заложено 09.06.2016 - «Алмаз»

52. Океанографическое исследовательское судно проекта 02670.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калиниград) с использованием корпуса морского буксира проекта В92.

Заводской № 08766 - заложено 19.03.2016 - «Евгений Горигледжан»

53. Океанографическое исследовательское судно проекта 16450.

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)

Заводской № 451 - заложено 15.09.2016 - «Академик Агеев»

54. 55. Опытовые суда проекта 11982.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 150 - заложено 12.09.14 - спущено 29.07.2016 - «Ладога»

Заводской № 151 - заложено 04.12.14 - «Ильмень»

56. Океанографическое исследовательское судно проекта 20183.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01280 - заложено 20.12.12 - спущено 16.05.17 - «Академик Александров»

57. Морской транспорт вооружения проекта 20181 (20180ТВ).

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск)

Заводской № 01283 - заложен 23.07.15 - «Академик Макеев»

58. Морской транспорт вооружения проекта 20360М.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск)

Заводской № 01551 - заложен 05.05.2017 - «Геннадий Дмитриев»

59. 60. 61 Суда тылового обеспечения ледового класса проекта 23120.

Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Заводской № 880 - заложено 14.11.12 - спущено 26.06.15 - «Эльбрус»

Заводской № 881 - заложено 19.12.13 - спущено 14.11.16 - «Всеволод Бобров»

Заводской № 882 - заложено 24.07.14 - «Капитан Шевченко» (строительство приостановлено)

62. Средний морской танкер проекта 23130.

Проектант - ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Шлиссельбург)

Заводской № 901 - заложен 26.04.14 - спущен 26.05.16 - «Академик Пашин»

63. 64. Средние морские танкеры проекта 23131.

Проектант - ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь)

Заводской № 301 - заложен 26.12.2014

Заводской № 302 - заложен 26.12.2014

65. 66. 67. Малый морской танкер проекта 03182.

Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро»

ОАО «Восточная верфь» (Владивосток)

Заводской № 9001 - заложен 27.10.215 - «Михаил Барсков»

ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород)

Заводской № 850 - заложен 01.09.2016 - «Вице-адмирал Паромов»

Заводской № 851 - заложен 10.03.2017 - «Василий Никитин»

68. 69. Кабельные суда проекта 15310.

Проектант - ОАО «ХС Морское проектирование»

АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» / ООО «Судостроительный завод «Залив»

Заводской № 301 - заложено 06.01.2015 - «Волга»

Заводской № 302 - заложено 06.01.2015 - «Вятка»

70. Дизель-электрический ледокол проекта 21180.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)

Заводской № 02470 - заложен 23.04.15 - спущен 10.06.16 - «Илья Муромец»

71. 72. Морские буксиры проекта 23470.

Проектант - ЦКБ «Балтсудопроект» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Ярославский судостроительный завод»

Заводской № 410 - заложен 30.10.14 - спущен 27.12.16 - «Сергей Балк»

Заводской № 411 - заложен 23.07.15 - спущен 29.06.17 - «Андрей Степанов»

73. 74. Спасательно-буксирное судно проекта 22870.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Астраханский судоремонтный завод» (филиал ОАО «ЦС «Звёздочка»)

Заводской № 009 - заложено?

Заводской № 010 - заложено 27.10.16

75. Рейдовый буксир проекта 16609.

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 632 - спущен 27.07.2017 - РБ-369

76. Рейдовый буксир проекта 90600.

Проектант - ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 946 - спущен 26.05.2017 - РБ-393

77. Буксирный катер проекта 04690.

Проектант - ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

Заводской № 461 - спущен 12.07.2017

78. 79. Катер-торпедолов проекта 1388НЗТ.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Заводской № 404 - в постройке

Заводской № 405 - в постройке

80. Катер связи проекта 1388НЗ.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

Строительство ведёт ОАО «Сокольская судоверфь» (Сокольское)

Заводской 403 - в постройке

81. Катер связи проекта проекта 21270.

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт АО «Окская судоверфь» (Навашино)

Заводской № 3705 - заложен 15.04.2016 - «Иоанн Кронштадтский»

82. Доковый комплекс проекта 23380.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»

Строительство ведёт ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень)

Заводской № 08380 - заложен 01.09.2016 - «Звезда»

83. 84. 85. 86. 87. Малые гидрографические суда проекта 19910.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)

ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск)

Заводской № 01801 - заложено 24.12.15 - «Николай Скосырев»

ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» (Благовещенск)

Заводской № 201 - заложено 19.02.16 - «Александр Рогоцкий»

ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь)

Заводской № 801 - заложено 26.07.2016

Заводской № 802 - заложено 18.11.2016

Заводской № 803 - заложено 30.06.2017

88. 89. Большие гидрографические катера 23040 Г.

Проектант - ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)

Строительство ведёт ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)

Заводской № 1201 - заложен 16.08.2016 - «Георгий Зима»

Заводской № 1202 - заложен 16.08.2016 - «Александр Евланов»

90. 91. 92. 93. 94. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 09552 «Борей-А».

Заводской № 204 - заложен 30.07.12 - К-? «Князь Владимир»

Заводской № 205 - заложен 27.07.14 - К-? «Князь Олег»

Заводской № 206 - заложен 26.12.14 - К-? «Генералиссимус Суворов»

Заводской № 207 - заложен 18.12.15 - К-? «Император Александр III»

Заводской № 208 - заложен 23.12.16 - К-? «Князь Пожарский»

95. 96. 97. 98. 99. 100. Многоцелевые АПЛ проекта 08851 «Ясень-М».

Проектант - ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»

Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)

Заводской № 161 - заложена 24.07.09 - спущена 31.03.17 - К-561 «Казань»

Заводской № 162 - заложена 26.07.13 - К-573 «Новосибирск»

Заводской № 163 - заложена 27.07.14 - К-571 «Красноярск»

Заводской № 164 - заложена 19.03.15 - К-564 «Архангельск»

Заводской № 165 - заложена 29.07.16 - К-? «Пермь»

Заводской № 166 - заложена 28.07.17 - К-? «Ульяновск»

101. АПЛ специального назначения проекта 09851.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)

«Хабаровск» - заложена 27.07.14

102. АПЛ специального назначения проекта 09852.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)

Заложена 24.07.92 по проекту 949А - повторно заложена 20.12.12

103. 104. Дизель-электрические подводные лодки проекта 06363.

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Строительство ведёт ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)

Заводской № 01614 - заложена 28.07.17 - Б-274 «Петропавловск-Камчатский»

Заводской № 01615 - заложена 28.07.17 - Б-603 «Волхов»

105. 106. Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада».

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)

Военно-морской флот Российской Федерации — один из трех видов Вооруженных сил нашего государства . Его основная задача – вооруженная защита государственных интересов на морских и океанских театрах военных действий. Флот России обязан защищать суверенитет государства за пределами ее сухопутной территории (территориальные воды, права в суверенной экономической зоне).

ВМФ России считается преемником советских военно-морских сил, которые, в свою очередь, создавались на основе Российского императорского флота. История российского ВМФ очень богата, она насчитывает более трехсот лет, за это время он прошел долгий и славный боевой путь: противник не единожды спускал боевой флаг перед русскими кораблями.

По своему составу и количеству кораблей ВМФ России считается одним из сильнейших в мире: в глобальном рейтинге он занимает второе место после американского ВМФ .

В состав российского ВМФ входит один из компонентов ядерной триады: подводные атомные ракетоносцы, способные нести межконтинентальные баллистические ракеты . Нынешний российский флот уступает по своей мощи ВМФ СССР, многие корабли, находящиеся сегодня на вооружении, были построены еще в советский период, поэтому они устарели как морально, так и физически. Однако в последние годы ведется активное строительство новых кораблей и флот ежегодно пополняется новыми вымпелами. Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года на обновление ВМФ России будет потрачено около 4,5 трлн рублей.

Кормовым флагом российских военных кораблей и флагом военно-морских сил России является Андреевский флаг. Он был официально утвержден президентским указом от 21 июля 1992 года.

День ВМФ России празднуется в последнее воскресенье июля. Эта традиция была установлена решением советского правительства в 1939 году.

В настоящее время Главнокомандующим ВМФ России является адмирал Владимир Иванович Королёв, а его первым заместителем (начальником Главного штаба) – вице-адмирал Андрей Ольгертович Воложинский.

Цели и задачи российского ВМФ

Для чего России нужен военный флот? Американский вице-адмирал Альфред Мэхен, один из крупнейших военно-морских теоретиков, еще в конце XIX века писал, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. И с ним трудно не согласиться. Несколько столетий границы Британской империи крепились бортами ее кораблей.

Мировой океан – это не только неисчерпаемый источник ресурсов, но и самая главная мировая транспортная артерия. Поэтому значение ВМС в современном мире тяжело переоценить: страна, обладающая боевыми кораблями, может проецировать вооруженную силу в любой точке Мирового океана. Сухопутные войска любой страны, как правило, ограничены собственной территорией. В современном мире морские коммуникации играют важнейшую роль. Военные корабли могут эффективно действовать на коммуникациях противника, отрезая его от поставок сырья, подкреплений.

Современный флот отличается высокой мобильностью и автономностью: корабельные группировки способны находиться в отдаленных районах океана месяцами. Подвижность корабельных группировок затрудняет нанесение удара, в том числе и с использованием оружия массового поражения.

Современный военно-морской флот обладает внушительным арсеналом средств поражения, которые можно использовать не только против кораблей противника, но и для нанесения ударов по наземным объектам, находящимся на удалении в сотни километров от береговой линии.

Военно-морские силы как геополитический инструмент отличаются большой гибкостью. ВМФ способен отреагировать на кризисную ситуацию за очень короткий срок.

Еще одной отличительной чертой ВМФ как глобального военного и политического инструмента является его универсальность. Вот только некоторые из задач, которые способен решать военно-морской флот:

  • демонстрация военной силы и флага;
  • боевое дежурство;
  • охрана собственных морских коммуникаций и защита побережья;
  • проведение миротворческих и противопиратских операций;
  • проведение гуманитарных миссий;
  • переброска войск и их снабжение;
  • ведение конвенционной и ядерной войны на море;
  • обеспечение стратегического ядерного сдерживания;
  • участие в стратегической противоракетной обороне;
  • проведение десантных операций и боевые действия на суше.

Моряки могут весьма эффективно действовать и на суше. Самым наглядным примером являются ВМС США , которые уже давно стали самым мощным и универсальным инструментом американской внешней политики. Для проведения масштабных наземных операций на суше флоту необходима мощная военно-воздушная и сухопутная составляющая, а также развитая тыловая инфраструктура, способная снабжать экспедиционные силы на расстоянии в тысячи километров от своих границ.

Российским морякам неоднократно приходилось участвовать в сухопутных операциях, как правило, проходивших на родной земле и носивших оборонительных характер. В качестве примера можно привести участие военных моряков в сражениях Великой Отечественной войны, а также первую и вторую чеченские кампании, в которых сражались подразделения морской пехоты.

Российский флот выполняет множество задач и в мирное время. Боевые корабли обеспечивают безопасность хозяйственной деятельности в Мировом океане, проводят наблюдение за ударными корабельными группировками потенциальных противников, прикрывают районы патрулирования подводных лодок вероятного противника. Корабли ВМФ России участвуют в защите государственной границы, моряков могут привлекать для ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий.

Состав ВМФ России

По состоянию на 2014 год в состав российского флота входили пятьдесят атомных подводных лодок. Из них четырнадцать – это ракетные подводные крейсера стратегического назначения, двадцать восемь субмарин с ракетным или торпедным вооружением и восемь подлодок имеют специальное назначение. Кроме того, в состав флота входят двадцать дизель-электрических подводных лодок.

В корабельный состав надводного флота входят: один тяжелый авианесущий крейсер (авианосец), три атомных ракетных крейсера, три ракетных крейсера, шесть эсминцев, три корвета, одиннадцать больших противолодочных кораблей, двадцать восемь малых противолодочных кораблей. Также в состав ВМФ РФ входят: семь сторожевых судов, восемь малых ракетных кораблей, четыре малых артиллерийских корабля, двадцать восемь ракетных катеров, более пятидесяти тральщиков различных видов, шесть артиллерийских катеров, девятнадцать больших десантных кораблей, два десантных корабля на воздушной подушке, более двух десятков десантных катеров.

История военно-морского флота РФ

Киевская Русь уже в IX веке обладала флотом, который позволял ей проводить успешные морские походы на Константинополь. Однако эти силы тяжело назвать регулярным ВМФ, корабли строили непосредственно перед походами, их основной задачей были не сражения на море, а доставка сухопутных войск к месту назначения.

Потом были столетия феодальной раздробленности, нашествия иноземных завоевателей, преодоление внутренней смуты – к тому же Московское княжество долго не имело выходов к морю. Исключением был только Новгород, который имел выходы к Балтике и вел успешную международную торговлю, будучи членом Ганзейского союза, и даже совершал морские походы.

Первые боевые корабли в России начали строить во время Ивана Грозного, но затем Московское княжество погрузилось в Смуту, и о военном флоте опять надолго забыли. Боевые корабли использовались в ходе войны со Швецией 1656-1658 годов, во время этой кампании была одержана первая задокументированная русская победа на море.

Создателем регулярного российского военного флота считается император Петр Первый. Именно он определил выход России к морю как первостепенную стратегическую задачу и начал постройку боевых кораблей на верфи на реке Воронеж. И уже в ходе Азовской кампании русские линейные корабли впервые приняли участие в массовом морском сражении. Это событие можно назвать рождением регулярного Черноморского флота. Через несколько лет первые военные корабли России появились на Балтике. Новая российская столица Санкт-Петербург надолго стала главной морской базой Балтийского флота Российской империи.

После смерти Петра ситуация в отечественном кораблестроении значительно ухудшилась: новые корабли практически не закладывались, а старые постепенно приходили в негодность.

Ситуация стала критичной во второй половине XVIII века, в период царствования императрицы Екатерины II. В это время Россия проводила активную внешнюю политику и являлась одним из ключевых политических игроков в Европе. Русско-турецкие войны, которые продолжались с небольшими перерывами почти половину столетия, заставили российское руководство уделить развитию военного флота особое внимание.

В этот период российским морякам удалось одержать несколько славных побед над турками, крупная российская эскадра совершила первый дальний поход в Средиземное море из Балтики, империя завоевала обширные земли в северном Причерноморье. Самым знаменитым российским флотоводцем того периода был адмирал Ушаков, командовавший Черноморским флотом.

В начале XIX столетия российский флот был третьим в мире по количеству кораблей и орудийной мощи после Великобритании и Франции. Русские моряки совершили несколько кругосветных путешествий, внесли значительную лепту в изучение Дальнего Востока, русскими военными моряками Беллинсгаузеном и Лазаревым в 1820 году был открыт шестой континент – Антарктида.

Важнейшим событием в истории российского флота стала Крымская война 1853-1856 годов. Из-за целого ряда дипломатических и политических просчетов России пришлось воевать против целой коалиции, в состав которой входили Великобритания, Франция, Турция и Сардинское королевство. Основные сражения этой войны происходили на черноморском театре военных действий.

Война началась с блестящей победы над Турцией в морском сражении при Синопе. Российский флот под руководством Нахимова наголову разбил противника. Однако в дальнейшем эта кампания складывалась для России неудачно. Англичане и французы имели более совершенный флот, они серьезно опережали Россию в строительстве паровых судов, имели современное стрелковое оружие. Несмотря на героизм и отличную выучку русских моряков и солдат, после долгой осады Севастополь пал. Согласно условиям Парижского мирного договора, России впредь запрещалось иметь черноморский военный флот.

Поражение в Крымской войне привело к активизации строительства в России боевых кораблей на паровой тяге: броненосцев и мониторов.

Создание нового парового броненосного флота активно продолжалось в конце XIX – начале XX столетия. Чтобы преодолеть отставание от ведущих морских мировых держав, российское правительство закупало новые корабли за границей.

Важнейшей вехой в истории российского флота стала русско-японская война 1904-1905 годов. Две сильнейшие державы тихоокеанского региона, Россия и Япония, вступили в схватку за контроль над Кореей и Маньчжурией.

Война началась с внезапной атаки японцев на гавань Порт-Артура – крупнейшей базы российского тихоокеанского флота. В тот же день превосходящие силы японских кораблей в порту Чемульпо потопили крейсер «Варяг » и канонерку «Кореец».

После нескольких сражений, проигранных российскими сухопутными войсками, пал Порт-Артур, а корабли, находившиеся в его гавани, были потоплены артиллерийским огнем неприятеля или собственными экипажами.

Вторая Тихоокеанская эскадра, собранная из кораблей Балтийского и Черноморского флотов, которая шла на помощь Порт-Артуру, потерпела сокрушительное поражение около японского острова Цусима.

Поражение в русско-японской войне стало настоящей катастрофой для русского флота. Он потерял большое количество вымпелов, погибло много опытных моряков. Только к началу Первой мировой войны эти потери частично удалось компенсировать. В 1906 году в составе российского флота появились первые подводные лодки. В том же году был учрежден Главный Морской штаб.

В Первую мировую войну главным противником России на Балтийском море была Германия, а на Черноморском театре военных действий – Османская империя. На Балтике российский флот следовал оборонительной тактике, так как немецкий флот превосходил его и количественно, и качественно. Активно использовалось минное оружие.

Черноморский флот с 1915 года практически полностью контролировал Черное море.

Революция и вспыхнувшая после нее Гражданская война стали настоящей катастрофой для российского флота. Черноморский флот был частично захвачен немцами, некоторые из его кораблей были переданы Украинской Народной Республике, затем они попали в руки Антанты. Часть кораблей была затоплена по приказу большевиков. Иностранные державы оккупировали побережье Северного моря, Черного моря и тихоокеанское побережье.

После прихода к власти большевиков началось постепенное восстановление военно-морских сил. В 1938 году появился отдельный вид вооруженных сил - Военно-Морской Флот СССР. Перед началом Второй мировой войны он представлял собой весьма внушительную силу. Особенно много в его составе было подводных лодок различных модификаций.

Первые месяцы войны стали настоящей катастрофой для ВМФ СССР. Были оставлено несколько ключевых военных баз (Таллин, Ханко). Эвакуация военных кораблей из ВМБ Ханко привела к тяжелым потерям из-за вражеских мин. Основные сражения Великой Отечественной проходили на суше, поэтому ВМФ СССР отправил в сухопутные войска более 400 тыс. моряков.

После окончания войны начался период противостояния между Советским Союзом с его сателлитами и блоком НАТО во главе с США. В это время ВМФ СССР достиг пика своего могущества, как по количеству кораблей, так и по их качественным характеристикам. Огромное количество ресурсов выделялось на строительство атомного подводного флота, было построено четыре авианосца, большое количество крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов (96 единиц на конец 80-х), более сотни десантных кораблей и катеров. Корабельный состав ВМФ СССР в середине 80-х годов насчитывал 1380 боевых кораблей и большое количество вспомогательных судов.

Развал Советского Союза привел к катастрофическим последствиям. ВМФ СССР был разделен между советскими республиками (правда, большая часть корабельного состава досталась России), из-за недофинансирования большинство проектов были заморожены, часть кораблестроительных предприятий осталась за границей. В 2010 году в состав ВМФ РФ входило всего лишь 136 боевых кораблей.

Структура ВМФ РФ

Российский военно-морской флот включает в себя следующие силы:

  • надводные;
  • подводные;
  • морскую авиацию;
  • береговые войска.

Морская авиация состоит из береговой, палубной, тактической и стратегической.

Объединения ВМФ России

Военно-морские силы России состоят из четырех оперативно-стратегических объединений:

  • Балтийский флот ВМФ России, его штаб находится в Калининграде
  • Северный флот ВМФ России, его штаб расположен в Североморске
  • Черноморский флот, его штаб расположен в Севастополе, относится к Южному военному округу
  • Каспийская флотилия ВМФ России, штаб находится в Астрахани, входит в состав ЮВО.
  • Тихоокеанский флот, штаб которого расположен во Владивостоке, входит в состав Восточного военного округа.

Северный и Тихоокеанский флота являются сильнейшими в российском ВМФ. Именно здесь базируются подводные лодки-носители стратегического ядерного оружия, а также все надводные и подводные корабли с ядерной силовой установкой.

На Северном флоте базируется единственный российский авианосец – «Адмирал Кузнецов» . Если для российского флота будут построены новые авианосцы, то, скорее всего, их тоже разместят на Северном флоте. Этот флот является частью Объединённого стратегического командования «Север».

В настоящее время российское руководство уделяет много внимания Арктике . Этот регион является спорным, к тому же в этом регионе разведано огромное количество полезных ископаемых. Вероятно, в ближайшие годы именно Арктика станет «яблоком раздора» для крупнейших мировых государств.

В состав Северного флота входит:

  • ТАКР «Адмирал Кузнецов» (проект 1143 «Кречет»)
  • два атомных ракетных крейсера проекта 1144.2 «Орлан» «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» , который является флагманом Северного флота
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект «Атлант»)
  • четыре БПК проекта 1155 «Фрегат» и один БПК проекта 1155.1.
  • два эсминца проекта 956 «Сарыч»
  • девять малых боевых кораблей, морские тральщики разных проектов, десантные и артиллерийские катера
  • четыре больших десантных корабля проекта 775.

Основной силой Северного флота являются подводные лодки. В их число входит:

  • Десять атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами (проекты 941 «Акула» , 667БДРМ «Дельфин », 995 «Борей»)
  • Четыре атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами (проекты 885 «Ясень» и 949А «Антей»)
  • Четырнадцать атомных субмарин с торпедным вооружением (проекты 971 «Щука-Б» , 945 «Барракуда», 945А «Кондор» , 671РТМК «Щука»)
  • Восемь дизельных подлодок (проекты 877 «Палтус» и 677 «Лада»). Кроме того, имеется в наличие семь атомных глубоководных станций и экспериментальная подводная лодка.

Также в состав СФ входит морская авиация, войска береговой обороны и подразделения морской пехоты.

В 2007 году на архипелаге Земля Франца-Иосифа начато строительство военной базы «Арктический трилистник». Корабли Северного флота принимают участие в сирийской операции в составе Средиземноморской эскадры российского флота.

Тихоокеанский флот. На вооружении это флота имеются подводные корабли с атомными силовыми установками, вооруженные ракетами и торпедами с ядерной боевой частью. Этот флот разделен на две группировки: одна базируется в Приморье, а другая – на Камчатском полуострове. В состав Тихоокеанского флота входят:

  • Ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164 «Атлант».
  • Три БПК проекта 1155.
  • Один эсминец проекта 956 «Сарыч».
  • Четыре малых ракетных корабля проекта 12341 «Овод-1».
  • Восемь малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».
  • Торпедные и противодиверсионные катера.
  • Тральщики.
  • Три больших десантных корабля проекта 775 и 1171
  • Десантные катера.

В состав подводных сил Тихоокеанского флота входят:

  • Пять подводных ракетоносцев, вооруженных стратегическими межконтинентальными баллистическими ракетами (проекта 667БДР «Кальмар» и 955 «Борей»).
  • Три атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей».
  • Одна многоцелевая субмарина проекта 971 «Щука-Б».
  • Шесть дизельных подлодок проекта 877 «Палтус».

В состав Тихоокеанского флота входят также морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

Черноморский флот. Один из старейших флотов России с долгой и славной историей. Однако в силу географических причин его стратегическая роль не столь велика. Этот флот участвовал в международной кампании по противодействию пиратству в Аденском заливе, в войне с Грузией в 2008 году, в настоящее время его корабли и личный состав задействован в сирийской кампании.

Ведется строительство новых надводных и подводных судов для Черноморского флота.

В состав этого оперативно-стратегического объединения российского ВМФ входят:

  • Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант» «Москва», который является флагманом ЧФ
  • Один БПК проекта 1134-Б «Беркут-Б» «Керчь»
  • Пять сторожевых кораблей дальней морской зоны разных проектов
  • Восемь больших десантных кораблей проектов 1171 «Тапир» и 775. Они объединены в 197-я бригада десантных кораблей
  • Пять дизельных подводных лодок (проекты 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка»

    В состав Черноморского флота также входит морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

    Балтийский флот. После распада СССР БФ оказался в очень сложном положении: значительная часть его баз оказалась на территории иностранных государств. В настоящее время Балтийский флот базируется в Ленинградской и Калининградской области. Из-за географического положения стратегическое значение БФ также ограничено. В состав Балтийского флота входят следующие корабли:

    • Эсминец проекта 956 «Сарыч» «Настойчивый», который является флагманом БФ.
    • Два сторожевых корабля дальней морской зоны проекта 11540 «Ястреб» . В отечественной литературе их часто называют фрегатами.
    • Четыре сторожевых корабля ближней морской зоны проекта 20380 «Стерегущий» , которые в литературе иногда называют корветами.
    • Десять малых ракетных кораблей (проект 1234.1).
    • Четыре больших десантных кораблей проекта 775.
    • Два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» .
    • Большое количество десантных и ракетных катеров.

    На вооружении Балтийского флота имеется две дизельные подводные лодки проекта 877 «Палтус».

    Каспийская флотилия. Каспийское море – внутренний водоем, который в советский период омывал берега двух стран — Ирана и СССР. После 1991 года в этом регионе появилось сразу несколько независимых государств, и обстановка серьезно осложнилась. Акваторию Каспийского международный договор между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, подписанный 12 августа 2019 года определяет как зону, свободную от влияния НАТО.

    В состав Каспийской флотилии РФ входят:

    • Сторожевые корабли ближней морской зоны проекта 11661 «Гепард» (2 единицы).
    • Восемь малых кораблей разных проектов.
    • Десантные катера.
    • Артиллерийские и антидиверсионные катера.
    • Тральщики.

    Перспективы развития ВМС

    Военный флот – очень дорогостоящий вид вооруженных сил, поэтому после распада СССР практически все программы, связанные со строительством новых кораблей, были заморожены.

    Ситуация начала исправляться только во второй половине «нулевых». Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года ВМФ РФ получит около 4,5 трлн рублей. В планах российских корабелов — выпустить до десяти стратегических ядерных ракетоносцев проекта 995 и такое же количество многоцелевых подлодок проекта 885. Кроме того, продолжится строительство дизель-электрических субмарин проектов 63.63 «Варшавянка» и 677 «Лада». Всего планируется построить до двадцати подводных кораблей.

    ВМФ планирует закупить восемь фрегатов проекта 22350, шесть фрегатов проекта 11356 , более тридцати корветов нескольких проектов (некоторые из них еще только разрабатываются). Кроме того, планируется строительство новых ракетных катеров, больших и малых десантных кораблей, тральщиков.

    Разрабатывается новый эсминец с ядерной силовой установкой. Флот заинтересован в покупке шести таких кораблей. Их планируют оснастить системами противоракетной обороны.

    Много споров вызывает вопрос дальнейшей судьбы российского авианосного флота. Нужен ли он? «Адмирал Кузнецов» явно не соответствует современным требованиям, да и с самого начала этот проект оказался не самым удачным.

    Всего до 2020 года ВМФ РФ планирует получить 54 новых надводных корабля и 24 субмарины с ЯЭУ, большое количество старых судов должно пройти модернизацию. Флот должен получить новые ракетные комплексы, которые смогут вести стрельбу новейшими ракетами «Калибр» и «Оникс» . Этими комплексами планируют оснастить ракетные крейсера (проект «Орлан»), подводные лодки проектов «Антей», «Щука-Б» и «Палтус».

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На данный момент российский ВМФ опирается на четырех китов: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский флоты, а также на краснознаменную Каспийскую флотилию. По последним данным в них располагаются не только боевые надводные линкоры, но и числятся субмарины и около двухсот боевых единиц. Да, России есть чем гордиться, не зря ее флот считается одним из самых величественных на планете. Познакомьтесь с десяткой самых крупных кораблей ВМФ России.

Принадлежит Северному флоту Российской Федерации, несколько лет назад назван крупнейшим на планете ударным крейсером. И было за что: его длина больше 250 метров, а ширина – почти 30 метров! Основные технические показатели: два ядерных реактора (между прочим их можно спокойно эксплуатировать целых полстолетия); скорость до 31 узла. Команда, состоящая из тысячи человек можно спокойно уходить в независимое плавание сроком в шестьдесят дней. Вооружение «Петра Великого» впечатляет: артустановки с дальностью поражения больше двадцати километров, разнообразное ракетное вооружение, которое с легкостью может уничтожать цели в радиусе семисот километров. А еще на «Петре» имеется три вертолета. Именно поэтому атомный гигант является столь внушительным кораблем.


Этот гигантский крейсер с максимальным водоизмещением в 58,6 тысячи тонн также находится на Северном флоте России. На нем числятся двадцать самолетов и семнадцать вертолетов, и это не единственные летательные аппараты – всего их около пятидесяти. Авианосец прекрасно вооружен, что не может не восхищать: на нем ракетные комплексы «Кортик», «Гранит», «Кинжал», а также шестьдесят глубоководных бомб.


Некоторое время назад начали модернизировать этот крейсер, поэтому он на данный момент выбыл из строя, но все же нельзя о нем не рассказать в нашем ТОПе. И до этого атомный гигант славился своим ракетным оружием и артустановками, а после завершения обновлений руководством ВМФ было обещано приобрести множество современных устройств и комплексов. К 2018 году усовершенствования должны были завершить. С нетерпением ждем, чем поразит крейсер весь мир!


Исполин водоизмещением почти в 12 тысяч тонн известен своей мощью и разнообразным вооружением: у него шестнадцать пусковых установок, различные артустановки, зенитно-ракетные комплексы, противолодочное вооружение и вертолет.


Еще одна гордость Северного флота с внушающим ужас вооружением: множеством ракетных комплексов, в том числе «Кинжал», «Кортик», «Водопад» и «Удав», гидроакустическим комплексом, навигационными системами и собственной авиагруппой, состоящей из двух Ка-27. Этот противолодочный корабль отличается маневренностью и высокими огневыми показателями.


Второй по размерам и вооружению варяг после ГРК «Москва» принадлежит Черноморскому флоту. Он может развивать скорость до 33 узлов и отправляться в независимое плавание сроком до месяца. Его вооружение включает в себя две установки противолодочного комплекса «Метель», зенитно-ракетный комплекс «Шторм», вызывающую уважение суперартиллерию и торпедные аппараты, кстати, имеется и вертолет.


Каждая подлодка ВМФ отечества заслуживает нахождения в нашем ТОПе, тем более «Дмитрий Донской» – самая гигантская из всех, что делает ее одной из самых больших подлодок на планете. В течение четырех месяцев «Донской» может плавать в морских водах, полностью обеспечивая команду, состоящую из более 160 человек. На линкоре имеется ракетный комплекс «Булава» с шестью ядерными боеголовками.


Одна из мощнейших современных лодок Северного морского флота. Вооружена «Булавами», баллистическими ракетами (БРПЛ), боевым стартовым комплексом, множеством торпед, ракет и мин.


Еще один подводный гигант хоть и меньше предыдущих и не самый быстрый, но зато может погрузиться до 480 метров. «Владимир Мономах» вооружен торпедными аппаратами, ракетами, “Булавами” (всего их шестнадцать) и переносными зенитными комплексами.


Завершает наш список эскадренный миноносец, принадлежащий российскому Северному флоту. На вооружении гиганта числятся палубные артиллерийские установки и зенитная артиллерия, авиагруппа с вертолетом, ракетные комплексы, множество мин и ракет-торпед.

Все корабли нашего ТОПа служат ВМФ Российской Федерации, в скором будущем на воду спустят другие, современные корабли, столь же мощные, а иногда и более внушительные. Ждем с нетерпением новых гигантов, защищающих Россию.

30 октября 1696 года в Российской империи было принято решение, которое до сегодняшнего дня является основополагающим в военной стратегии страны – Боярская Дума по просьбе Петра I издала постановление об основании постоянно работающего Морского Флота.

Морские границы во все времена были выходом в мировую торговлю, путем для роста и прогресса. С развитием судостроения развивалось общее технологическое оснащение государства. С расширением флота появилась уверенность в суверенитете страны, в нерушимости территории.

На сегодняшний день ВМФ Российской Федерации строится на Черноморской, Тихоокеанской, Балтийской и Северной флотилии. Морская техника состоит из подводных лодок, кораблей и военных катеров. С каждым годом флот модернизируется и расширяется, многие технологические решения используются только в нашей в стране.

10 место - Корвет «Сообразительный»


Начал свое плавание в 2010 году по Балтийскому морю. Полная ширина и длина 13 и 104,5 метров соответственно. Скорость, на которую способно судно - 27 узлов. Главная задача корвета – противоборство надводным и подводным преградам, оказание помощи десанту на воде. На судне базируются зенитная система «Редут », артсистемы АК-630, ракеты «Уран », вертолет «Ка-27ПЛ ».

9 место - Эсминец «Настойчивый»


Служит под эгидой Балтийской флотилии. Предназначен для устранения наземных целей, противокорабельной обороны и боя с десантными войсками . Длиной корабль 156,5 метров, а ширина достигает более 17 метров, масса 8 000 тонн. К боевому оснащению на корабле относятся артиллерийские орудия разных калибров (АК-630, АК-130 ), пусковые ракеты, зенитные системы «Ураган », вертолеты класса «Ка-27 ».

8 место - Сторожевой корабль «Татарстан»


Судно стоит в Каспийском флоте. Для меньшей заметности надстройка корабля сделана из сплава алюминия и магния. Корабль занимается охраной границ, устранением целей на воде, под водой, а также в воздухе. На базе судна размещен противокорабельный комплекс «Уран », артустановки, система «Оса-МА-2 ». Габаритные размеры : длина около 102 метров, ширина 13,2 метра, водоизмещение 1930 тонн.

7 место – Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков»


В 1991 году отпущен в плавание под названием «Бесстрашный », а в 2004 году изменил название на «Адмирала Ушакова ». Состоит в эскадрильи Северного флота. В боевой готовности артиллерийские установки АК-130, ракетные «Москит –М» и «Ураган – Торнадо », минометно-торпедные и противолодочные системы, воздушная группа в виде вертолета «Ка-27ПЛ ». На судне, длиной около 156 и шириной 17 метров, в военное время можно разместить 358 человек и в автономном цикле работать 30 суток.

6 место - Противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»


Это судно принимало участие в морских учениях России и Венесуэлы, стало первым из русских экипажей, который проплыл по Панамскому каналу в период после Второй Мировой. Относится к Северному флоту. На борту размещены противокорабельные ракеты «Москит », система гидроакустики «Звезда-2» , различное торпедное и минное вооружение, поддержку в небе могут оказать вертолеты «Ка-27 ».

Длина судна составляет 162,8 метра, ширина 19 метров, развиваемая скорость 29 узлов, Рабочая группа размером 296 человек может передвигаться в автономном режиме 30 суток.

5 место – Тяжёлый ракетный подводный крейсер «Дмитрий Донской»


Судно относится к стратегически значимому. В 1976 году был внесен в разряд кораблей Военно-Морского Флота. Основное на крейсере – ракетный комплекс с ядерными боеголовками «Булава », дальность которых превышает 9 000 километров. На борту размещается 165 человек, подводное автономное плавание может затянуться на 4 месяца. Предельная скорость на воде 12 узлов, а в подводном режиме 27, максимальный глубинный спуск 400 метров.

4 место – Гвардейский ракетный крейсер Ордена Нахимова «Варяг»


Лидер Тихоокеанского флота. Был заложен в 1979 году, а введен в эксплуатацию через 10 лет. Участвовал в разные годы в общих учениях с Индией и Китаем. Оснащен ракетным вооружением «Оса-МА», «Вулкан», «Риф» , противолодочным орудием РБУ-6000, артиллерийскими установками. Дальность плавания составит 7500 миль, скорость 32 узла. В автономном цикле с экипажем в 480 человек крейсер может провести 30 суток.

3 место - Гвардейский ракетный крейсер «Москва»


Звезда Черноморского флота, принимал участие в нескольких боевых конфликтах последнего десятилетия. На вооружении стоят ракетные установки «Риф», «Вулкан», «Оса», РБУ-6000 (реактивный бомбомет), мощное артиллерийское оборудование. Водоизмещение судна составляет 11 490 тонны, экипаж в количестве 510 человек может провести в автономном плавании около месяца. Скорость, развиваемая кораблем, составляет 32 узла, ширина около 21 метра, а длина 186,4 метра.

2 место - Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»


Стоит на вооружении Северной флотилии. На своем борту способен перемещать более 50 единиц авиатехники. За свою историю поменял 4 имени. В длину крейсер достигает 302,3 метра, может похвастаться скоростью в 29 узлов, а полное водоизмещение достигает 61 тысячу тонн. В регулярной боевой готовности ракетное вооружение «Кортик», «Гранит», «Кинжал », также глубоководные ракеты «Удав »

1 место - Ракетный атомный крейсер «Петр Великий»


При длине 251 метр и ширине 28,5 метров масса корабля составляет 25 860 тонн. Петр Великий начал свое плаванье в 1989 году, а в 2011 был признан как самый большой ударный корабль в мире. Ядерные реакторы, установленные на борту, могут обеспечить энергией город. Эта мощность позволяет развить скорость в 32 морских узла.

Вмещает 1035 человек экипажа, способен выдержать 2 месяца автономного плаванья. Корабль оснащен огромным количеством ракетных, артиллерийских установок различной дальности действия, а также является базой для воздушных бортов «Ка-27 ».

10 самых больших военных кораблей России. Корабли оснащены новейшим вооружением и оборудованием, на борту некоторых из них могут расположиться более 1000 человек. Данные корабли являются мощным оружием ВМФ России.

На полях Петербургского международного экономического форума глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил о планах сдачи военно-морскому флоту России строящихся боевых кораблей.

С его слов, вторая АПЛ в текущем году должна перейти к испытаниям, которые, скорее всего, займут еще одну навигацию. В ходе их проведения проверке подлежат работоспособность основных систем и эффективность установленного оборудования.

Как можно понять из речи А. Рахманова, модернизация подводных лодок сопряжена с существенными затруднениями и ОСК не поддерживает данный фронт работ, хотя конечное решение зависит от военного ведомства.

По сути, это перестройка подлодки заново в существующем корпусе. Часто стоимость таких ремонтных работ начинает "подтягиваться" до стоимости нового изделия.

Замглавы военного ведомства Юрия Борисова, соответствующее решение принято. Минобороны планирует до 2025 года провести для ТОФ модернизацию 4 АПЛ типа "Антей", вооружив их ракетами "Калибр".

Предусмотрен ремонт с модернизацией многоцелевых атомных подводных лодок 949-го проекта. Старые ракеты "Гранит" будут заменены на "Калибр", который хорошо показал себя в том числе в сирийском конфликте.

Кроме того, на лодке подлежит замене часть общесудового оборудования.

По сути дела лодка в старом корпусе будет иметь новые качества.

В настоящее время осуществляется модернизация АПЛ "Иркутск", планируется её выход (видимо, имелась ввиду сдача) в 2021 году.

Ремонт авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" начнется в 2018 году и займет ориентировочно два года. Соответствующее техническое задание минобороны уже выдало, однако оно не подлежит разглашению, как и стоимость работ.

Однако ситуацию прояснил источник "Интерфакса":

При том, что ремонт и модернизацию "Адмирала Кузнецова" предполагается выполнить в минимальном объеме, на них планируется выделить до 50 млрд. руб. Много это или мало - очевидно, немного. 50 млрд. руб. - это немногим более 800 млн. долл. Ремонт и модернизация однотипного авианосца "Викрамадитья" для ВМС Индии обошлись оценочно в 2,3 млрд. долл.

По всей видимости, модернизация в первую очередь будет связана с заменой 4-х котлов главной энергетической установки (ГЭУ). Два из них уже изготовлены на Балтийском заводе. Обновлению также подлежат радиолокационное и радиоэлектронное вооружение, авиационный навигационный комплекс.

Госиспытания фрегата "Адмирал Горшков", вступившие в настоящее время в финальную стадию, предполагается завершить летом. Неоднократный перенос сроков его передачи ВМФ происходил по вине двух основных поставщиков ОСК.

Он станет новейшим боевым кораблем только тогда, когда все его основные комплексы и системы будут находиться в работоспособном состоянии и будут соответствовать тому техническому заданию, которое было выдано первоначально.


- пояснил А. Рахманов.

Третий корабль проекта 22350 "Адмирал Головко", по всей видимости, будет спущен на воду в 2017 году. С середины следующего года предполагается начать монтаж основных инструментов и агрегатов, догоняя сдвинутые графики.

ГЭУ производства компании "Сатурн", разрабатываемые для кораблей данной серии, в сравнении с украинскими будут обладать более высоким КПД и повышенными экономическими и энергетическими параметры. На текущий момент ОСК ожидают завершения полного цикла испытаний газотурбинного агрегата и редукторной установки.

Мы всегда будем настаивать на том, чтобы все оборудование, которое ставится на новые корабли, было испытано перед тем, как оно на них устанавливается.

Судя со слов А. Рахманова, он скептически относится к судебному разбирательству с Киевом по поводу непоставки оплаченных ГЭУ.

С учетом попрания всех возможных норм международного права украинской стороной, начиная от политических договоренностей и кончая экономическими, это, знаете ли, все равно что подать в суд на грозу, на изменившуюся погоду или ветер. На сегодняшний день президент России очень четко обозначил, что в стране создан центр морского газотурбиностроения, который и будет нашей основной опорной точкой для всех энергетических установок, которые мы будем использовать на своих кораблях.