Пермский судостроительный завод кама. Судостроительный завод "Кама". Основные данные мотолодки

В конце 80-х и начале 90-х годов серийное производство катеров проекта 14081 освоил пермский судостроительный завод «Кама».

В 1989 году два серийных катера проекта 14081 были направлены в Тихоокеан­ский регион на Курильские острова. Там катера подтвердили возможность эксплуата­ции их в морских районах при состоянии поверхности моря до трёх баллов. Эксплуа­тация этих катеров в морских условиях позволила выявить их слабые стороны и выработать конструктивные и организационные мероприятия по «оморячиванию» проекта.

Катер проекта 14081 был последним катером, который предприятие проектиро­вало и строило специально для пограничников. Это не означало, что ЦКБ «Редан» прекратило свои отношения с Федеральной пограничной службой. Наоборот, для по­граничников производилась значительная часть продукции предприятия, в том числе повторные модификации в 90-х годах катеров проекта РМ376 для Азовского моря и 371У для Чёрного моря. Модификация катера проекта РМ376 заключалась в улучше­нии мореходности, так как теперь ему предстояло действовать не на реке, а на Азов­ском море с выходом в Черное. Кроме того, были внесены изменения в оборудование помещений, исходя из специфики нового назначения катера. Этот проект получил номер 03765. Документация была разработана АО «Редан», а постройку производил Сосновский судостроительный завод, тот завод, который уже несколько десятилетий серийно строил катера и все модификации проекта 376.

Повторная модификация катера проекта 371У заключалась в замене главного двигателя на импортный более мощный. Этот катер предполагалось использовать в качестве служебно-разъездного специального назначения для Чёрного моря. Эту мо­дификацию катера выполняло АО «Редан» на основе катера, построенного Рыбинской судоверфью.

В те тяжёлые годы, когда произошёл развал Советского Союза, и фактически прекратилось поступление заказов на постройку катеров, для сохранения конструк­торских и производственных кадров активизировалась разработка инициативных проектов.

Одним из таких инициативных проектов были жестко-надувные мотолодки. Эта лодка представляла собой жесткое днище большой килеватости из лёгкого сплава с надувными бортами из прорезиненной ткани и подвесным мотором.

Желая привлечь широкого покупателя, лодки выпускались как спасательные, туристские, десантные, для изыскательских партий, органов правопорядка и других целей. Их явными преимуществами были транспортабельность, большая живучесть,

Пограничный сторожевой катер проекта /77475 (27.2/и, 42,0т, 300ас., 77уз)

Остойчивость, относительно большая грузоподъёмность при малой массе корпуса и возможность производить безопасную швартовку при большой волне к борту любого плавсредства или причальной стенке. Одними из первых заказчиков на жестко­надувные мотолодки стали пограничники.

Эти мотолодки разошлись во все концы России и оказались весьма мобильными, надёжными и непритязательными плавсредствами. Правда, надо сказать, что при конфискации браконьерских орудий лова на Каспии были случаи повреждения ост­рыми крючками надувных бортов мотолодок. С этой целью специально для погранич­ников Каспия были изготовлены цельнометаллические мотолодки, где прорезинен­ную ткань надувных бортов заменил лёгкий сплав.

В конце 70-х годов на базе рейдового катера проекта Р1415 (Фламинго) нача­лась разработка его модификации - пограничного сторожевого катера проекта П1415 (14155) «Кулик». Главным конструктором проекта был H. H. Трапезников. Катер «Кулик» отличался от базового проекта тем, что имел вместо грузового трюма в корме служебное помещение (класс для занятий), на крыше рубки площадку под прибор ночного видения, в корме на открытой палубе - площадку для установки прожектора или оружия.

Постройка катера производилась на опытном производстве филиала ЦКБ «Вос­ток», но корпус был построен на Сосновском судостроительном заводе и доставлен в Ленинград для достройки. В 1977 году катер прошёл испытания и был принят в состав морских частей пограничных войск. Серийную постройку осуществлял Соснов — ский судостроительный завод.

Катера проектов 18623 и 18627 строились не для пограничников, но волей слу­чая попали в подчинение морских частей пограничных войск.

В начале 90-х годов, когда ЦКБ «Редан» ещё имело высокий научный потенциал и успешно совмещало научные и производственные технологии, поступил заказ от Госкомрыболовства на проектирование и постройку катеров для службы рыбоохра­ны. Эти катера предназначались для несения патрульной службы на реке Ахмур и в Азовско-Черноморском бассейне.

Создание этих катеров совпало с организацией финансово-промышленной груп­пы «Скоростной флот», куда наряду с другими предприятиями судостроительного про­филя вошли ОАО «Редан» и производитель судовых дизельных двигателей ОАО «Звез­да», что предопределило комплектацию катеров двигателями.

На оба катера были поставлены дизельные двигатели М470М мощностью 1500 л. с. производства ОАО «Звезда».

Постройка корпуса катера проекта 18627 «Мустанг» производилась в Санкт — Петербурге на ОАО «Петрозавод», а достройка этого и постройка ещё двух катеров — на опытном производстве АО «Редан». Этот катер предназначался для службы на реке Амур.

Корпус катера был сделан из лёгкого сплава, имел просторную ходовую рубку, одноместную и четырёхместную каюты, санузел и камбуз. В кормовой части размеща­лась жестко-надувная мотолодка с подвесным мотором для высадки досмотровых групп.

Катер в режиме патрулирования имел повышенную автономность, отличался динамичным разгоном, превосходной манёвренностью, управляемостью и мореходнос­тью до пяти баллов. Импортный водомётный движитель позволял эксплуатировать катер на мелководье с глубиной 0,8-1,0 м.

Катер проекта 18623 «Мустанг-2» предназначался для Азовско-Черноморского бассейна и строился на производстве АО «Редан». Для постройки катера был исполь­зован недостроенный корпус моторной прогулочной яхты проекта 02090 из лёгкого сплава. Этот корпус длиной 16 м пришлось удлинить до 20 м, это удлинение было не очень конструктивным и вызывало опасение гидромехаников в части нарушения ки — леватости в кормовой части. Опасения оказались напрасными, и катер из-за этих доделок не потерял своих ходовых и маневренных качеств.

Катер имел просторную ходовую рубку, две каюты для офицерского состава, кубрик, кают-компанию, камбуз, санузел и душевую, а также открытый мостик и просторную палубу, на которой размещалась жестко-надувная мотолодка с подвес­ным мотором для высадочных и досмотровых операций.

Катер мог быть вооружён артиллерийским и стрелковым оружием, что и было сделано на втором и третьем катерах, которые строились уже по техническому зада­нию пограничников.

Два двигателя и два импортных водомётных движителя придавали катеру от­личные динамические качества - высокую скорость, минимальное время разгона и отличную маневренность. Форма корпуса и удачное распределение нагрузки позволя-

Ли развивать высокую скорость на волнении до трёх баллов и безопасное плавание до пяти баллов.

После того как катера были переданы заказчику и ещё не успели уйти с терри­тории АО «Редан» произошло событие, изменившее судьбу катеров. А событие это заключалось в том, что функции рыбоохраны перешли в ведение Федеральной погра­ничной службы, и весь флот, выполнявший эти функции, перешёл к морским частям пограничных войск. Катер проекта 18623 по внутренним водным путям был отправ­лен в Астрахань, успешно преодолел этот путь и стал пограничным патрульным кате­ром на Каспийском море. Новые владельцы были приятно поражены его ходовыми и маневренными качествами, неприятно были поражены этим нарушители законов, которые прозвали этот катер «Чёрным мустангом».

Вполне справедливо можно назвать создание этих катеров «лебединой песней» когда-то известного в Советском Союзе и за рубежом коллектива. Они были послед­ними проектами высокоскоростных патрульных катеров, созданных в стенах АО «Редан» и вобрали в себя все лучшие достижения в многолетней деятельности предприятия. Главным конструктором этих катеров был A. B. Круговенко.

В то время, когда Совет министров и ЦК КПСС поставили задачу широкого промышленного освоения районов Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера, филиал ЦКБ «Восток» откликнулся на эту задачу созданием нового транспортного средства для обеспечения грузопассажирских перевозок в названных районах. Этим транспортным средством был катер на воздушной подушке, который мог наряду с вертолётами, аэросанями и вездеходами эффективно обслуживать регионы, не обору­дованные дорогами. В народном хозяйстве уже были аналогичные катера, но из-за сложности и высокой цены не получили широкого распространения.

Проектированием этого катера занимались специалисты ЦКБ «Восток» и его филиала, а постройкой опытной натурной модели катера занималось производство филиала ЦКБ «Восток». Этот катер получил название «Клёст». Главным конструкто­ром был В. Д. Рубцов.

Для того чтобы сделать этот катер дешёвым и общедоступным, проектант для его постройки использовал самые распространённые недефицитные материалы. Кор­пус был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава с применением контактной сварки и минимальным объёмом клёпки. Форма корпуса была упрощена и изготовле­на из плоских секций.

В части комплектации катера был полный отказ от применения авиационного оборудования, винта с изменяемым шагом, гидравлических систем управления и все­го того, что удорожало стоимость постройки, усложняло ремонт и снижало надёжность изделия. Всё это являлось причиной, ограничивающей широкое применение в народ­ном хозяйстве амфибийных судов на воздушной подушке.

На этом же катере в качестве главного двигателя был принят автомобильный карбюраторный двигатель мощностью 75 л. с. Для передачи мощности использовалась простая и надёжная трансмиссия, состоящая из шкивов и поликлиновых ремней, поз­воляющих одновременно редуцировать частоту вращения осевого нагнетателя и двух осевых вентиляторов-движителей.

Состав оборудования установленного на катере был минимальным необходимым только для того, чтобы обеспечить работу катера по назначению.

Опытная натурная модель была построена и испытана в филиале ЦКБ «Восток». В процессе её создания были отработаны основные конструкторские решения и так­тико-технические элементы. В 1982 году был разработан технорабочий проект амфи­бийного катера на воздушной подушке «Клёст-2», который мог оказывать медицинскую помощь и перевозить людей, малогабаритные срочные грузы и почту по мелководным несудоходным акваториям и заболоченным местам, а также по суше, льду и снегу. Но до серийной постройки дело не дошло по причинам, которых в эпоху развитого соци­ализма было больше чем достаточно. А в эту главу опытный амфибийный катер «Клёст» попал потому, что после завершения всех работ стали решать его судьбу и в результате отдали его пограничникам, где он и отслужил положенный ему срок.

В заключение можно вспомнить пограничные катера, о которых говорилось выше. Это бортовой рабочий катер проекта 14022 и служебно-разъездной катер проекта 18602П. Бортовой катер проекта 14022 предназначался для доставки топлива на

Пограничные заставы, расположенные на труднодоступном необорудованном прича­лами берегу, и являлся модификацией большого корабельного рабочего катера проек­та 1402Б, а служебно-разъездной катер проекта 18602П — модификацией спасатель­но-разъездного катера проекта 18602 комплекса «Буревестник».

Выберите: «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков» «ПФК ЭТМ» «Промышленные Грузы» «Проммаштрейд» «Прометей, Инженерно-Технологический Центр» «ПРОМА Северо-Запад» «ПроЛайн, Проектно-дизайнерское бюро» «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ» «Прикладная гидронавтика» «Порт Тураево» «Радио Комплекс» «Радио-навигатор» «Росморпорт» «РОАР» «Риттал» «РиМ Maрин» «Риверсайд» «РЖД-Партнер, Журнал» «РечДизельСервис» «Радионавигационные системы» «Радиома оборудование связи и радиокоммуникации» «Полярная морская геологоразведочная экспедиция» «Полтраф СНГ» «ОВМС» «Обуховское» «Проект «Штандарт» «НОРТА МИТ» «Нордвег» «Норд Вест Сервис» «Новик сервис» «Нептун 21 Век» «Невский судостроительно-судоремонтный завод» «Окская судоверфь» «Онежский судостроительный завод» «Стропа» «Полар СПб» «Пневмо-Альянс» «Петрошип» «Петрософт» «Петробалт ПКБ» «Петербургские канаты» «Палмали» «Парок» «Нева-Металл Трэйд» «Российские судовые модульные системы» «ФУРУНО ЕВРУС» «Технорос» «Техномарин» «ТерриКон» «ТЕНЗОР» «Судостроительный завод «Залив» «Судостроение и судоремонт, Журнал» «Судомодельный центр Альбатрос» «Судомеханизм» «Судоверфь Хотча» «Технотерм-С» «Технофлот, ПО» «Уралтермосвар» «Тюменьсудокомплект» «ТурбоБалт» «Торола» «Подшипники СПб» «Торговый Дом ЛЭЗ» «ТК Ремдизель» «ТК Нева» «Техсервис» «Нижегородский завод элементов трубопроводов» «Стапель» «Северное море» «Сварочное и вентиляционное оборудование» «САИТ» «Рыбинсккабель» «РУМО» «Россудосервис» «РоссНор Марин» «Российский Речной Регистр» "Российский морской регистр судоходства" «Северо-Западное пароходство» «Севкабель-Холдинг» «Союз российских судовладельцев» «Сориус-судосервис» «Совкомфлот» «Систем Сат» «Симбия» «СИЗОД» «Седервалль и Ритм» «СММ» «Севморгео, научно-производственное предприятие» «Российский гидрометеорологический университет» «Навис» «Компания Квазар ТM» «Интер-Трэйд Электроникс» «ИНМОР» «Инженерный центр судостроения» «ИнВент» «Ильичевский морской торговый порт» «Илада» «Завод «Экватор» «Завод точной механики» «Завод Дизельной Аппаратуры» «ИнТехСнаб» «ИСТА» «БРИЗ-Марин» «Коммерческий центр, транспорт и лес» «Кокум Соникс АБ», (Швеция), российский филиал «Клинцовский завод поршневых колец» «Квадрат СГ» «Каховский завод электросварочного оборудования» «КАСКАД» «Канат» «Камминз» «Завод гидромеханизации» «Евротрейд» «Гипрорыбфлот-Сервис» «Георг Фишер Пайпинг Системс», представительство «Геоматика» «Гедоре Веркцойге» «Гарант, НПК» «ВЭЛДТЭК» КБ "Вымпел" «Выборгский судостроительный завод» «Волжское пароходство» «ГлавМорСнаб» «Морская академия имени адмирала С.О. Макарова» «Евробласт» «Дюкон, Промышленная группа» «Драккар» «Диалог-Техника» «Дело» «ДВК - электро» «Данфосс» «ГТ Морстрой» «Грузовая оснастка» «Волжский дизель имени Маминых» «Компания Технополь» «Мюльхан Морфлот» «Микстмарин» «Мидель, судостроительно-судоремонтный завод» «Мёбиус Центр Информационных Технологий» «Металлоцентр» «Мелком комплект» «МедиаКомпас» «ГЕА Машимпэкс» «Мареко» «МАГНИТ плюс» «Моринтех» «Морская Биржа, информационно-аналитический журнал» «МТК» «МРС Электроникс» «Морской вестник, Журнал» «Морское Инженерное Бюро - СПб» «Морские спасательные средства» «Морские Пропульсивные Системы» «Морские программные комплексы и технологии» «Морские вести России» «Морская техника» «Ломоносовский Завод Судового Оборудования» «ЛИСТ СПб» «КОРТЕМ-ГОРЭЛТЕХ» «Коррект Марин Ентерпрайз» «Концерн Энерготехника» «КОНСАР» «Компрессор» «Композит» «Компас - Р» «Компания Эра-Сервис» «Компания Энергоремонт» «Красный якорь» «Феррум» «Ленморниипроект» «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» «Ладожский транспортный завод» «Ладога-Сервис» «Курганстальмост» «Круиз» «Кронштадтский морской ордена Ленина завод» «Крон СПб» «Крогиус Инжиниринг» «Компания ТОП МАРИН» КБ Приборостроения им. академика А.Г. Шипунова ЗАО "ЦНИИ "Судового машиностроения" АБС ЗЭиМ Автоматизация АО "Рэут" ЗАО НПП подводных технологий "Океанос" ООО "АБС Гидро" ЗАО "ПКК "Миландр" ФГУП "ВНИИФТРИ" ООО "НИИ "Энергетических технологий" ГК "Технорос" НПП "Энергетические системы" ООО "Технос-М" ОАО ЭОКБ "Сигнал" им А.И. Глухарева Концерн Моринформсистема-АГАТ Спецсудопроект ТВЭЛ ЗАО "НП фирма "Доломант" ОАО "Теплоприбор" ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод" ОАО "Саранский приборостроительный завод" ЗАО "НПК "Атри" НТЦ "Гамма" ОАО "Судоремонтно-судостроительная корпорация" Институт сетевых технологий БалтКомплект ООО "Ямя-Инжиниринг" ПТ Электроникс ЗАО "Адмирал" ООО "Элепром.ру" ООО "Роде и ШВАРЦ РУС" ООО "Олсам" ООО "Арсенал-Брокер" ОАО "НПО "Гидромаш" АО "НПК "Техмаш" НПО Автоматики ООО "Имотех" ЗАО "ПО "Дизель-Энерго" ООО "Уральский дизель моторный завод" ООО "НИМИ" ГК Электронинвест ООО "Норд-пульс" ООГИС ОАО НИИ Электромера Холдинг Кабельный Альянс ОАО "ГНИНГИ" Группа компаний "МСС" Судостроительно-судоремонтный завод ЗАО "РИФ" ГК "Би питрон" EVO Logics ЗАО "НПФ "Микран" АСО Проектинтертехника НИИФ Южного федерального университета ЗДТ "Реком" АО "Внешнеэкономическое предприятие "Судоэкспорт" "Кингисеппский машиностроительный завод" "Издательский дом Арт Волхонка" НЕОСТИЛ ГРУПП СПБ Марин "Спецмедтехника" АО "Армалит" Гидроком-Моторс ООО "Уралшина" ООО "Праймсофт" Художественная Литейная мастерская Подорожного Б.А. ООО "Строймонтаж" КБ "Кибершельф" ОАО "ТД "РТИ" ОАО "Манатомь" ООО "Транзит" Финсервис ЗАО "Уралэлектромаш" ЗАО "РТСофт" ООО "Абрис" China Marine Equipment Association ЗАО "Турборус" ООО "ИТСК" ООО "Завод приборных подшипников" НПО "Радиоволна" ОАО "КБ "Дисплей" ООО "Лазер-Граффити" ОАО "ВНИИ Холодмаг - Холдинг" ПАО "Елецгидроагрегат" ОАО "ПТС" ООО "Морская энергетика" МГТУ имени Н.Э. Баумана Самарский государственный технический университет ОАО "Теплоконтроль" ООО "МОВЕН" ООО "Скоростные катера "Мобиле Групп" «Гейзер-Телеком» «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» «НПА «Корпоративные системы связи» «ЛОТЕС ТМ» «Электронтех» «Научно-технический учебный тренажерный центр» «Морсвязьсервис» «ИТЦ «Контур» «Ярославский радиозавод» «Москабелькомплект» «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца» «МТУ Дальняя Связь» «ГВАРДИЯ-ПЛЮС» «СОЮЗСПЕЦСВЯЗЬМОНТАЖ» «Монтажно-технологическое управление «Икар» «ТЕЛРОС» «ЦНИИ «Волна» «СУЛАК» «НПП «Супертел» «Корпорация - Новосибирский завод Электросигнал» «НПП «Исток» «МВП Талисман» «Звукотехника» «ЭСАБ» «Мариметр» «Электродный завод» «Экошельф-Балтика» «Шип-Мастер» «Чарт Пилот» «Циклон» «ЦНИИ и проектно-конструкторский институт морского флота» «Центр Водных Технологий» «Юрмаш-Групп» «Якорь» «РЕМДИЗЕЛЬМАШ» «Праймпостачсервис» «Кварт» «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова» «Санкт-Петербургский военно-морской институт» «Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова» «Техногрупп» «Морской Технический Центр» «Марко Лтд.» «Херсонский судостроительный завод» «Радиозавод им. Попова - «РЕЛЕРО» ГК "Ростовский порт" (ЗАО РИФ) ООО «ТЕРМЭЙД» ООО "Marineq" ООО "Аквамарин" ООО «Защита и безопасность» ООО «ТЕРМО» «НТЦ «РИНТ» Московское конструкторское бюро "Компас" ОАО «Завод «Красное Сормово» Журнал "Оборонный заказ" ОАО "Системы управления и приборы" ООО «ГирАкс» ОАО "НПП "Радар ММС" ГК "Дизельзипсервис" "НПП "СпецТек" "КЭП - Комплексные электротехнические проекты" NICKELOR Company Tepmo «Морской индустриальный комплекс» IFS Russia&CIS FLIR Systems «Эвольвента» «Охтинская верфь» «НПО «Карат» ООО ТПФ «Купол» «Морские Технологии» «Дальневосточный завод «Звезда» «Росподшипник» «Лазерный центр» «Юрмаш-Универсал» «Союзспецмонтажстрой» «Соболевский завод» «Мера» ООО «ПКФ «СпецНефтеПродукт» «ПАК «ПАМИР» «Читинский машиностроительный завод» «Вертумн» «Ротан» «Научно-исследовательский институт резиновых покрытий и и... «ВитаРеактив» «Одесский завод резинотехнических изделий» «Судосервис и Сварочные технологии» «Авиатехмас» «Радиокомп» «Волгодизельаппарат» «РИП Импульс» «Уральский завод электрических соединителей «Исеть» "Омское производственное объединение "Иртыш" «ИНФОСОФТ» «ИнфоМир» «ИНТЕРМЕХ» «Информационные телекоммуникационные технологии» «Интеграл СПб» «Научно-техническое издательство «Судостроение» «Издательство «Машиностроение» «НИАИ «Источник» «Казанский электротехнический завод» «Центральный научно-исследовательский институт «Комета» «Коломенский завод» «Ковровский электромеханический завод» «Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников» «КБ точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана» «Конструкторское бюро навигационных систем» ЗАО «Катав-Ивановский приборостроительный завод» «КАМПО» «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» «НПКГ «ЗОРЯ-МАШПРОЕКТ» «Златоустовская оружейная компания» «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» «НПП «Завод «Экватор» «Завод «Фиолент» «Завод «Топаз» «Светотехнический завод «Сатурн» «Завод «Ладога» «Завод «Дагдизель» «Завод «Буревестник» «ЕМТ Р» «Завод им. А.А. Кулакова» «Завод им. Козицкого» «ЗИКСТО» «Издательский дом «Зеркало Петербурга» «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» «Центр судоремонта «Звездочка» «Звезда» «Завод «Элекон» «Завод «Транзистор» «Завод им. В.А. Дегтярева» «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» «НПП «Компенсатор» «Научно-Исследовательский Институт Системотехники» «Морские испытания» «Морсвязьспутник» «Моркнига» «ПКФ «Мнев и К» «Мобильные Компьютерные Системы» «Морские Комплексы и Системы» «Минибот-Техфлот» «НПФ «Меридиан» «НПП «МЕРА» «Морские навигационные системы» «НИИ мортеплотехники» «НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова» «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» «НИИ гидросвязи «Штиль» «НИИ автоматизированных систем и комплексов связи «НЕПТУН» «Невское проектно-конструкторское бюро» «Научно-техническое предприятие «Нави-Далс» «Издательская Группа Мьонк» «Муромский радиозавод» «Муромский приборостроительный завод» «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова» «НПО «Марс» «Научно-технический комплекс «Криогенная техника» «Завод «КРИЗО» «Красногорский завод им. С.А. Зверева» «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» «Концерн «Системпром» «Концерн «Радиотехнические и Информационные Системы» «Континент-Сервис» «Консистент Софтвеа Дистрибушн» «Коннектор» «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» «ЦНИИ «Курс» «Манотомь» «МАН Дизель и Турбо Рус» «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» «Ленинградское оптико-механическое объединение» «ЛИТ-ФОНОН» «АО по производству лопастных гидравлических машин» «Центральное конструкторское бюро «Лазурит» «Лагук-Медиа-Люкс» «Российский научный центр «Курчатовский институт» «Компонент-АСУ» «Конструкторское бюро «Дисплей» АО "Армалит" Судостроительная фирма "Алмаз" «Морская инжиниринговая компания «Аква-сервис» «Научно-производственный центр «Аквамарин» «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» «Азовский оптико-механический завод» «Азовский кабель» АО "Адмиралтейские верфи" «АГС плюс» Концерн «Научно-производственное объединение «Аврора» «МНИИРЭ «Альтаир» «Альтаир - научно-технический производственный центр» «Арктика-М» «Северное Производственное Объединение «Арктика» «Арис» «НПП «Авиационная и Морская Электроника» «Амурский кабельный завод» «НПО «Автоматизация машин и технологий» «Конструкторское бюро «Аметист» «Научно-технический центр «Альфа-М» «АЛЬФА-БАНК» «Авро-МКС» «ПРИБОР» опытно-конструкторское бюро «АВИААВТОМАТИКА» «CRM S.p.A.» «Журнал «CAD/CAM/CAE Observer» «AVEVA Group» «AUTODESK» "51 ЦКТИС" Минобороны России ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" «Федеральная Служба по военно-техническому Сотрудничеству» «Первый Центральный Научно-Исследовательский Институт» «Общероссийское движение поддержки флота» «CSoft - Bureau ESG» «DEFENCE 21 PUBLISHING GROUP» «Zeiss Optronik» «Центральный Военно-Морской Портал» «UGS» «Thales» «СолидВоркс Р.» Raytheon Anschütz GmbH «Филиал корпорации «Нэшнл Инструментс Раша Корпорэйшн» «MTU Friedrichshafen» «GOM» «Экспертный научно-технический совет" НПФ «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» «Судостроительный завод «Волга» «Военный Парад» «Военный дипломат» «Газета «Военно-промышленный курьер» «Журнал «Военно-морские силы» «Водтрансприбор-Пуск» «Водтрансприбор» «Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» «Судостроительный завод «Вымпел» «Корпорация «Галактика» «Завод «Двигатель» «Дайвтехносервис» Концерн "Гранит-Электрон" «Головной центр сервисного обслуживания и ремонта концерн... «Городецкий СРЗ» «Горизонт» «Инженерный Центр Глубина» «Морское подводное оружие - Гидроприбор» «ГЕТНЕТ Консалтинг» «ВиТэк» «Научно-производственный центр «Вигстар» «Балтийский завод» Судостроительная компания «Аэроход» «Аэроприбор-Восход» «Производственный комплекс «Ахтуба» «Арктическая торгово-транспортная компания» «НИИ «Атолл» «Аскольд» «АРТСОК» «Машиностроительный завод «Арсенал» Баранчинский Электромеханический Завод «БГТУ «Военмех» им. Устинова» «Приборостроительный завод «Вибратор» «Вестник авиации и космонавтики» «ТД Вепрь Северо-Запад» «НИИ «Вектор» «ВАЛКОМ» «Научно-исследовательский институт «Бриз» «Биус» «ПО «Бином» «Би Питрон Электрик» «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе» «Научно-технический институт «Радиосвязь» «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» «Группа Компаний «Электронинвест» «Научно-производственный центр «ЭЛВИС» «Экспериментальный завод» «ЭВС» «Эврика» «Штурманские приборы» «Чкаловская судоверфь» «ЧипЭКСПО» «Электронная компания «Элкус» «Электротехническая производственная компания «Элпроком» «Пермский Пороховой Завод» «Научно-производственный центр «Полюс» «Амурский судостроительный завод» «Агат Дизайн Бюро» «Ярославский судостроительный завод» «Южное НПО по морским геологоразведочным работам» «Научно-производственная компания «Эталон» «ЭлектроРадиоАвтоматика» «ЭНИКС» «Центр Подводной Войны Военно-Морских Сил США» «ЦНИИ автоматики и гидравлики» «Уральский завод «Зенит» «Уральский оптико-механический завод им. Э.С. Яламова» «Удачная экспедиция» «Турборус» «Акционерная компания «Туламашзавод» «Технические системы и технологии» (ТСТ) «Триумф» «ТРИТМЭНТ» «Транстех» «Верхнеуфалейский завод «Уралэлемент» «Феодоровский завод АВ» «Центр Технологии Судостроения и Судоремонта» «ЦНИИ судового машиностроения» ФГУП "Крыловский государственный научный центр" «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» «Научно-исследовательский институт «Центрпрограммсистем» «Центральный военно-морской музей» «Центр речевых технологий» «Хенкель Россия. Подразделение Локтайт - Терозон «РУСХЕНК» «ВП Финсудпром» «Трансмашхолдинг» «СВД Встраиваемые Системы» «Винт» «Аэрогеодезия» «Астраханское Судостроительное Производственное Объединение» «Ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром» «Арктический и антарктический НИИ» «АНТАРСАТ» «Альянс Электро» «Альянс Сварщиков С-Пб и Северо-Западного региона» «Альфа-Корабел» «Альфа Лаваль Поток» «Балтийское Морское Агентство» «Балтия СВ» «Винета, машиностроительное предприятие» «Винджаммер» «Велес» «Бум Техно» «Бош Рексрот» «Богородский машиностроительный завод» «Белоярская Фабрика Асбокартонных изделий» «Барнаултрансмаш, ХК» «Балткран» «Агни-Прогресс» «Агатис» «Завод им. Гаджиева» «Егоршинский радиозавод» «Брянский машиностроительный завод» «Ассоциация судоремонтных компаний» «АРС Плюс» ЗАО «Аквамарин» «Завод АИТ» «Электровыпрямитель - завод специальных преобразователей» «Научно-производственное объединение «Электромашина» «Завод по производству систем программного управления» «КАНАТ» «Автоматизация, научно-производственный комплекс» «Mеталлургия Специальных Сплавов» «Express Diesel Shipservice Co.» «Erne Sale & Purchase» «Dredging International N.V.», представительство в России «Морская газета» «Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского» «Судостроительный завод КАМА» «КАМАК» «Управление навигации и океанографии МО РФ» «Транзас» «Ростовский завод «Прибор» «Научно-производственное предприятие «ПРОМПРИБОР» «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» «Пролетарский завод» «Гусевский завод светотехнической арматуры «Прожектор» «ПРИМА аудит» «Таганрогский завод «Прибой» «Полярный конвой» «НИИ «Поиск» «Компания ПОИНТ» «Научно-производственный Концерн «Промэлектроника» «Фирма «ПРОСОФТ» «Научно-производственное предприятие «Респиратор» «Реом» «НПП «Регион» «Рациональное Управление Предприятием» «РАТЕП» «Раменский приборостроительный завод» «ГМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» «Промышленное предприятие «Равенство» Группа Кронштадт «НПО Пожарная автоматика сервис» «Пермская приборостроительная компания» «Нордимпекс» «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» «Опытное конструкторское бюро «Новатор» «Научно-инженерное предприятие - Информатика» «Научно-исследовательский машиностроительный институт» «Николь» «НИИ Энергетики ЮРГТУ» «НИИХИТ-2» «Научно-исследовательский институт телевидения» «НПО «Прибор» «Объединенная Промышленная Корпорация» «Проектно-конструкторское бюро «РИО» «Холдинговая компания «Пигмент» «ПетроИнТрейд» «Осатек» «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» «ОМЗ-Спецсталь» «Концерн «Океанприбор» «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. А... «Особое конструкторское бюро кабельной промышленности» «Научно-исследовательский институт систем автоматизации» «Рособоронэкспорт» «НПП «Топаз» «Научно-производственное предприятие «Старт» «Судоремонтно-судостроительная корпорация» «Сплав» «НПП «Спецкабель» НПО «СОКЛА» «Соединитель» «Страховая Группа «СОГАЗ» «Совтест ATE» "Средне-Невский судостроительный завод" «СТАТУС» «НИИ «Субмикрон» «ТИМОС» «Техприбор» "Тетис Про" «Концерн «Термаль» «Торговый Дом «Союз» "ТАНТК им. Г.М. Бериева" «Тантал» «ТАНГРАМ» «Калужский приборостроительный завод «Тайфун» «Швейная фабрика «Славянская» «Холдинг Спецкомплектресурс» «Сбербанк России» «Научно-производственное объединение «Сатурн» «Научно-производственное предприятие «Салют» «СайнАрт» «ЦКБ МТ «Рубин» «РТСофт» «РТД-Универсал Электроникс» «Российский институт радионавигации и времени» «Российский Институт Мощного Радиостроения» «Свирская судоверфь» «Север Трэйд Плюс» «ФПГ «Скоростной флот» «Специальное конструкторское бюро котлостроения» НПП«Система» «СП «Свердловский инструментальный завод - Пумори» «Си Проект» ОАО «ПО «Севмаш» «Северный Рейд» «Северный Пресс» Северное проектно-конструкторское бюро «Русское общество специализированного оружия»
Тип акционерное общество
Основание
Прежние названия Завод № 344 Народного Комиссариата судостроительной промышленности СССР
Расположение Россия Россия : Пермь
Ключевые фигуры Сергей Петрович Степанов (генеральный директор)
Отрасль судостроение
Продукция речные суда

Пермский судостроительный завод «Кама» - судостроительный завод в городе Перми .

После войны на заводе были построены несколько серий мощных буксирных пароходов. Их выпуск был завершен к 1965 году. С 1966 года на заводе приступили к изготовлению автоматизированных озерных буксиров-толкачей "ОТА" с дизельной установкой мощностью 800 л. с.

Автоматизированные озерные буксиры-толкачи транспортируют по рекам страны караваны барж грузоподъемностью до 6 тыс. т. В 1986 году на судозаводе завершили ходовые испытания головного судна 1400-сильных буксирных теплоходов, созданных для северных рек и прибрежных вод полярных морей.

В 1967 году на заводе построены отечественный нефтерудовоз, в 1971 году - первый в стране морской нефтерудовоз. В морском нефтерудовозе были соединены воедино рудовоз и танкер: в средней части корпуса корабля находится трюм для руды на 1,8 тыс. т, а по бокам и днищу расположены танки для нефтепродуктов на 2,7 тыс. т. Созданные суда перевозят грузы на Балтийском, Черном, Средиземном и др. морях.

Для работ на озере Хубсугул в Монголии в 1956 году и в 1984 году судозавод построил буксир и теплоходы. В 2000 году завод построил три судна для Голландского заказчика.

Завод поддерживал социальную инфраструктуру, строил жилье для своих работников.

Выпускаемой Городецкой судоверфью. «Кама» стоит вдвое дороже, хотя имеет такие же размеры. Естественно, возникает вопрос, за счет чего?

Прежде всего, корпус лодки покрыт стеклопластиком, что значительно удлиняет срок службы лодки, и, что не менее важно в наш «занятый век», сокращает время на ежегодный профилактический ремонт. Вся конструкция более жесткая и прочная, особенно в корме, что важно при установке тяжелых моторов мощностью 20-25 л. с. Лодка оборудуется дистанционным управлением мотором. Это, кроме удобства управления, обеспечивает и необходимую безопасность эксплуатации известны случаи, когда румпелем «Вихря» выбрасывало зазевавшегося водителя за борт.

Итак, стеклопластик, дистанционное управление, ветровое стекло - это 200-220 руб. дополнительно к стоимости корпуса лодки «МК-29». Нам эта цифра представляется все-таки завышенной. 7 кг пластика, идущего на оклейку лодки, стоят не больше 20 руб., цена дистанционного управления к «Вихрю», выпускаемого с лодкой «Прогресс», - 47 руб., стекло стоит около 10 руб. Очевидно, остальное следует искать в недостаточно отработанной технологии производства и чрезвычайно низкой серийности постройки.

Попутно заметим, что давно пора наладить централизованный выпуск дистанционного управления для различных моторов на специальных предприятиях, не загружая этим изготовителей лодок. Ясно, что, когда завод ежегодно будет выпускать, скажем, несколько тысяч таких устройств для «Вихря», они будут стоить гораздо дешевле, чем 500 комплектов, изготовленных вместе с лодкой.

К положительным качествам «Камы» следует отнести простые и достаточно эффективные обводы днища со скулой, параллельной ОЛ в кормовой части. Это уменьшает сопротивление лодки по сравнению с еще встречающимися иногда судами с наклонной скулой, которая работает с повышенным углом атаки.

Спорным представляется расположение поста управления лодкой в кормовой части кокпита. При частичной загрузке лодки получается кормовая центровка, снижающая скорость и устойчивость глиссировиния. Кстати, полученная на испытаниях «Камы» с. серийным «Вихрем» скорость 53 км/час с двумя человеками вызывает сомнение.

Пермский судостроительный завод начал серийный выпуск прогулочной глиссирующей мотолодки «Кама». Лодка проектировалась под 20-сильные подвесные лодочные моторы «Вихрь» Пермского моторостроительного завода им. Я. М. Свердлова. Летом 1967 г, были построены и испытаны на Каме Два опытных образца лодки, но испытания не дали ожидаемых результатов. Корпус оказался утяжеленным, и с четырьмя пассажирами лодки плохо выходили на глиссирующий режим. Обнадеживало то, что моторы были опытной партии и имели мощность не более 17- 18 л. с. Моторостроители пообещали к началу 1968 г. дать моторы мощностью 20-22 л. с.

При корректировке проекта вес лодки был сокращен со 162 до 128 кг за счет уменьшения толщины обшивки, облегчения набора и сидений. Вес корпуса составил 90 кг. Путем смещения в нос переднего сиденья была улучшена центровка. В снабжение лодки добавили весла, блоки пенопласта в корме для обеспечения непотопляемости, крепления для буксировки воднолыжника и т. п. Оба сборных сиденья сделали съемными, чтобы пассажиры могли ночевать в лодке, а в носовой части расположили багажное отделение.

При испытаниях головной лодки с 20-сильным «Вихрем» скорость хода с двумя человеками на борту составила 53 км/час, с тремя - 44,5 км/час и с четырьмя - 37,5 км час.

Основные данные мотолодки


Корпус выполнен из водостойкой фанеры толщиной 4 мм и оклеен одним слоем стеклоткани на эпоксидном компаунде или эпоксидной смоле. Обшивка прикреплена к шпангоутам при помощи шурупов.

Мотолодка оборудована дистанционным управлением, ветровым стеклом, сланями, носовым рымом с цепью длиной 2,2 м, подуключинами, пружинными скобами для крепления весел и кормовыми ручками.

Корпус разделен на два кокпита. Дистанционное управление расположено в кормовом кокпите.

Первые серийные мотолодки «Кама» переданы торговым организациям для продажи населению, но завод продолжает работать над увеличением скорости хода лодок и улучшением архитектурного оформления корпуса. С целью уменьшения расхода мощности мотора на красивые во время хода, но бесполезные «усы» на днище были установлены продольные реданы.

Испытания лодки с реданами показали, что на больших скоростях на глиссирующем режиме скорость мотолодки увеличивается за счет реданов еще на 5-6 км/час. До конца этого года завод намерен создать морской вариант «Камы».

В 1968 г. было выпущено только 500 лодок, но, учитывая многочисленные запросы от населения, предприятий и торговых организаций, в ближайшие два года предполагается построить специальный цех, который позволит выпускать 3-5 тысяч мотолодок в год.

«Кама» спроектирована под подвесные моторы мощностью до 25 л. с., которые в ближайшие годы поступят в магазины. Стоимость мотолодки без мотора - 437 рублей. Дополнительно можно купить чехол на кокпит (23 руб.).