Роль языка в профессиональной деятельности юриста. Сочинение: Язык и речь в профессиональной деятельности юриста. Место судебных органов в механизме современного государства

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными.

Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия. Правоохранительные органы: учебник Отв. ред. Лонь С.Л. - Учебное пособие/ Изд-во НТЛ, 2010. - С.113-115

Деятельность правоохранительных органов в правотворческой деятельности

Одна из причин стабильно сохраняющихся негативных тенденций в состоянии и динамике преступности, заключается в том, что данные о результатах ее анализа и прогнозирования тенденций сегодня мало соответствуют реалиям. Как правило, правоохранительные органы на местах осуществляют их на основе простого сопоставления статистических данных, изучение и сопоставление которых на практике заменяет настоящий анализ. Изученные материалы координационных совещаний в Республике Башкортостан показали, что зачастую все сводится к формальному обсуждению подготовленных одним из членов совещания аналитических данных, основанных на обобщении статистики. Между тем, статистические данные далеко не в полной мере отражают изменения преступности.

Не отражают состояния преступности и направляемые в органы государственной власти и управления информационные материалы, предусмотренные ч. 4 ст. 5 Положения о координации. Здесь не учитывается большая часть «айсберга» - латентная преступность. Кроме того, правоохранительные органы при этом часто проявляют ведомственность. В аналитической деятельности правоохранительных органов в рамках координации требуются новые подходы. Она должна быть построена на иной организационной основе, нежели провозглашаемые неопределенные формы ее осуществления, как и десятки лет назад: совместный анализ, совместное прогнозирование и т.д.

В современных условиях России создание новых структур, в том числе в органах прокуратуры по анализу и прогнозированию, как предлагалось в юридической науке, маловероятно. Поэтому названная функция может и должна осуществляться в рамках координационных отношений. В диссертации разработаны рекомендации по организации и методам координации информационно-аналитической деятельности.

Координационное совещание поручает одному или нескольким его членам проведение целевых или комплексных анализов, которые получают данные от любых структур и формируют рабочие группы. С учетом мнения руководителей правоохранительных органов определяется конкретный круг вопросов, подлежащих анализу. Непосредственную аналитическую деятельность осуществляют соответствующие рабочие группы, имеющие своего руководителя, под контролем Секретариата координационного совещания. Устанавливаются причины изменений состояния дел в данном направлении (сфере) по сравнению с предыдущим периодом или в более длительной ретроспективе; выясняются причины изменений показателей; качество анализа (корректность методики анализа, обоснованность и логичность вы­водов и предложений и т.д.); полнота анализа (охвачен ли весь круг поставленных вопросов); соответствие материалов анализа данным официальной отчетности. Журкина О.В. Деятельность правоохранительных органов на современном этапе / О.В. Журкина. - М.: АНАЛИТИКА РОДИС. - 2011. - № 2. - с. 12-13

Координации информационно-аналитической деятельности в диссертации дается определение как функции правоохранительных органов в рамках осуществления координационной деятельности по исследованию состояния, тенденций и проблем противодействия преступности.

Основные приоритеты находятся в сфере предварительного следствия, поэтому одним из стратегических направлений координации должно стать повышение результативности предварительного следствия на различных его участках и в целом. В качестве стратегического направления координации в зависимости от ситуации могут выступать состояние подбора кадров в правоохранительных органах и меры их профессионализации, задачи пра­вового воспитания и предупреждения преступности несовершен­нолетних, других категорий граждан.

Стратегию борьбы с преступностью составляет совокупность следующих направлений деятельности правоохранительных и иных государственных органов: 1) политика предупреждения преступности и иных мер противодействия должна включаться в социальную политику государства; 2) на государственном уровне должны быть созданы органы по предупреждению преступлений; 3) правоохранительные органы и спецслужбы освобождаются от несвойственных им функций; 4) центр тяжести противодействия преступности переносится в сферу антигосударственных посягательств; 5) программы борьбы с преступностью должны быть доступными и реальными, а главное - обеспечены в ресурсном, кадровом, правовом и иных отношениях. Правоохранительные органы Российской Федерации. Пронякин А.Д., Пронякин Д.А. Учебно-практическое пособие / М.: МЭСИ,- 2005. -- С. 94-95

Стратегия координационной работы предполагает и соответствующую методику ее осуществления. Во многом она зависит от индивидуальных качеств каждого участника и носит творческий характер. Чем выше опыт и профессионализм членов координационного совещания, тем совершеннее будут методы, разработанные и реализованные в целях выполнения совместных решений. Методика должна способствовать инициативной и творческой работе участников координации, формализм и заорганизованность не оставляют места для инициатив и ограничивают выбор более приемлемой методики.

Ключевые слова

профессиональное полицейское образование / образовательный процесс / профессиональные компетенции / практикоориентированный процесс / межкультурные компетенции / лингвистическая культура / профильное обучение. / professional police training / educational process / professional competences / practice-oriented process / intercultural competences / linguistic culture / relevant education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Кравчук Людмила Станиславовна, Навроцкая Ирина Николаевна, Земляков Валерий Дмитриевич

В статье обосновывается роль иностранного языка в процессе формирования и развития компетенций и профессионально-практических навыков сотрудников полиции в ходе практикоориентированного обучения. В выполнении главной задачи образовательных организаций МВД России – подготовке компетентного, ответственного сотрудника полиции, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне международных стандартов, ‒ важную роль играет формирование лингвистической культуры , развитие навыков грамотного использования полицейскими иностранного языка в реальной жизни как средства профессионального общения. Авторы обращают особое внимание на эффективность овладения иностранным языком, кот-рое зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достижению этой цели, является повышение педагогического воздействия преподавателя на обучающихся, их общение на занятии в условиях полной совместимости.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Кравчук Людмила Станиславовна, Навроцкая Ирина Николаевна, Земляков Валерий Дмитриевич

  • Реализация технологии обучения в сотрудничестве на основе практико-ориентированной ситуации на факультете профессиональной подготовки

    2016 / Быхтина Наталья Владимировна, Щуров Евгений Андреевич, Селина Ирина Алексеевна
  • О роли русского жестового языка в служебной деятельности сотрудников полиции

    2018 / Гусев Ю.М., Домрачёва Е.Ю.
  • Mеждународная профессиональная подготовка европейской полиции как фактор успешного противодействия преступности

    2019 / Л. С. Кравчук
  • Практическая направленность подготовки кадров транспортной полиции: история и современность

    2018 / Александров А.Н., Петрыкин Н.Н.
  • Компетентностно-ориентированное обучение иностранному языку сотрудников полиции

    2019 / Мингазизова Гульнара Гумяровна
  • Типичные ошибки в письменной речи сотрудников полиции

    2018 / Воронцова Юлия Александровна, Хорошко Елена Юрьевна
  • Об инновациях в модели подготовки руководящих кадров в системе профессионального полицейского образования Саксонии (федеративная Республика Германия)

    2016 / Кравчук Л.С.
  • Специфика профессиональной межкультурной коммуникации сотрудников органов внутренних дел российской Федерации

    2017 / Лыскова Марина Ивановна
  • Формы организации процесса обучения иностранному языку сотрудников полиции (на примере Кюи МВД России)

    2019 / Баринова Ольга Юрьевна
  • Анализ физической подготовленности лиц, прибывших для первоначального обучения в бел ЮИ МВД России имени И. Д. Путилина

    2017 / Тарасенко А.А., Муханов Ю.В.

The article highlights the role of a foreign language in the process of formation and development of competences and professional skills of police officers during practice-oriented training. The formation of linguistic culture and the proper use of a foreign language by police officers in real life as the means of professional communication is very important for achieving the main goal of educational institutions of the MIA of Russia – training of competent, responsible police officers, well oriented in related fields of activity, able to work effectively at the level of international standards. The authors emphasize that the efficiency of mastering a foreign language depends not only on the strategy of the student, but also on the strategy of the train-ing. Maximum effect can be achieved in harmony of these strategies. An important factor enhancing the achievement of this goal is the improvement of pedagogical influence of teachers on students and their communication in class under the conditions of full compatibility.

Текст научной работы на тему «О роли иностранного языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников полиции»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

КРАВЧУК Людмила Станиславовна,

[email protected]

НАВРОЦКАЯ Ирина Николаевна,

Белгородский Юридический Институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия

ЗЕМЛЯКОВ Валерий Дмитриевич,

Белгородский Юридический Институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия

О РОЛИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В статье обосновывается роль иностранного языка в процессе формирования и развития компетенций и профессионально-практических навыков сотрудников полиции в ходе практикоориентированного обучения. В выполнении главной задачи образовательных организаций МВД России - подготовке компетентного, ответственного сотрудника полиции, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне международных стандартов, - важную роль играет формирование лингвистической культуры, развитие навыков грамотного использования полицейскими иностранного языка в реальной жизни как средства профессионального общения. Авторы обращают особое внимание на эффективность овладения иностранным языком, которое зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достижению этой цели, является повышение педагогического воздействия преподавателя на обучающихся, их общение на занятии в условиях полной совместимости.

Ключевые слова: профессиональное полицейское образование, образовательный процесс, профессиональные компетенции, практикоориентированный процесс, межкультурные компетенции, лингвистическая культура, профильное обучение.

Профессиональное обучение и воспитание квалифицированных сотрудников правоохранительных органов, обладающих высокими профессионально-деловыми и гуманными личностными качествами, достигается в хорошо организованном, надежно функционирующем образовательно-воспитательном процессе. Для этих целей в масштабе МВД РФ должна надежно функционировать целостная педагогическая система профессионального образования, которая представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных инвариантных компонентов, необходимых для создания целостного управляемого образовательного процесса, обеспечивающего формирование личности с заданными качествами, и профессиональную подготовку квалифицированного специалиста. Полицейское образование должно стать хорошо организованной, устойчивой и достаточно эффективной системой, функционирование которой обусловлено во многом всемерной государственной и общественной поддержкой, конкурсным принципом отбора наиболее способных и интеллектуально развитых кандидатов на полицейскую должность, практической направленностью образовательной деятельности.

Целью полицейского профессионального образования является формирование и развитие компетенций и профессионально-практических навыков обучающихся в процессе практикоориентированного обучения на основе научных знаний и методов, позволяющих им компетентно решать конкретные и ожидаемые задачи сотрудников полиции. Обучающиеся должны развивать ключевые компетенции, необходимые для службы в старшем начальствующем составе. Обучение четко направлено на формирование профессиональных ключевых квалификационных характеристик для старшего начальствующего состава («Outcome-ориентирование») .

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-275-278 KRAVCHUK Ljudmila Stanislavovna,

[email protected]

NAVROTSKAYA Irina Nikolaevna,

Belgorod Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia

ZEMLYAKOV Valerij Dmitrievich,

Belgorod Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia

THE ROLE OF FOREIGN LANGUAGE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF POLICE OFFICERS

The article highlights the role of a foreign language in the process of formation and development of competences and professional skills of police officers during practice-oriented training. The formation of linguistic culture and the proper use of a foreign language by police officers in real life as the means of professional communication is very important for achieving the main goal of educational institutions of the MIA of Russia - training of competent, responsible police officers, well oriented in related fields of activity, able to work effectively at the level of international standards.

The authors emphasize that the efficiency of mastering a foreign language depends not only on the strategy of the student, but also on the strategy of the training. Maximum effect can be achieved in harmony of these strategies. An important factor enhancing the achievement of this goal is the improvement of pedagogical influence of teachers on students and their communication in class under the conditions of full compatibility.

Key words: professional police training, educational process, professional competences, practice-oriented process, intercultural competences, linguistic culture, relevant education.

Взаимосвязь теории и практики осуществляется в процессе взаимного корректирующего воздействия, обеспечивающего достижение высоких профессиональных качеств полицейских .

Обучение в образовательной организации МВД России имеет следующие цели:

Сообщение обучающимся научных знаний и методов, необходимых для выполнения задач старшего начальствующего состава;

Осознание обучающимися необходимости получения и непрерывного обновления уровня знаний и признание принципа обучения на протяжении всей жизни; формирование в ходе обучения необходимых для этого навыков и способностей, в частности методических компетенций и способов разрешения проблемных ситуаций;

Ориентирование обучающихся на несение особой ответственности в качестве сотрудников полиции и руководителей;

Развитие и укрепление личной ответственности и социальных компетенций обучающихся;

Идентификация обучающихся с профессиональным обликом полицейского и высокая профессиональная мотивация;

Сообщение обучающимся всеобъемлющих специальных знаний и развитие способностей, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

Развитие высокого уровня социальной компетенции для решения задач открытого и беспристрастного общения с гражданами, коллегами и сотрудниками вышестоящего начальствующего состава;

Формирование межкультурных компетенций, в частности иноязычной компетенции, которые дают возможность посредством языка профессионального общения осуществлять коммуникацию с иностранными коллегами и иноязычными гражданами;

Формирование способности давать обоснованные, ориентированные на результат ответы на вопросы, возникающие в результате осуществления служебной деятельности.

В выполнении главной задачи образовательных организаций - подготовке компетентного, ответственного сотрудника полиции, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне международных стандартов, - важную роль играет формирование речевой культуры, развитие навыков грамотного использования иностранного языка в реальной жизни как средства профессионального общения.

Курс иностранного языка носит коммуникативно-прагматический и профессиональноориентированный характер, имеет целью не только освоение будущими сотрудниками правоохранительных органов навыков общения на иностранном языке, но и приобретение ими специальных знаний по выбранной специальности, то есть повышение их профессиональной компетентности. Изучение иностранного языка призвано также расширять общий кругозор, развивать культуру общения, мышления курсантов, межкультурную компетенцию на базе усвоения специальной терминологии и интернациональной лексики.

Цель и главная задача преподавателей иностранного языка - способствовать подготовке специалистов, отвечающих требованиям современного общества. Освоение иностранного языка является действенным средством формирования личности обучающегося, отражается на характере и свойствах профессиональной активности, когда социально обусловленные действия и поступки становятся осознанными с позиций норм и ценностей родной социолингвальной парадигмы и парадигмы иноязычной.

Иностранный язык обладает богатым набором методических средств, которые способствуют формированию общеинтеллектуальных умений и навыков, необходимых полицейскому в его профессиональной деятельности: аналитико-синтетические навыки, развитие умений логических умозаключений на основе таких мыслительных операций, как индукция и дедукция, способность к моделированию и прогнозированию, то есть умений, определяющих творческую активность специалиста.

Для иностранного языка как учебной дисциплины, наряду с традиционными функциями -формирование межкультурной компетенции, повышение уровня культуры в целом и культуры умственного труда в частности, развитие творческих способностей обучающихся, первостепенное значение приобретает функция иностранного языка как средства формирования профессиональной направленности, то есть интереса к будущей профессии и стремления получить специальные знания по возможно большему числу коммуникативных каналов, одним из которых становится владение иностранными языками, обеспечивающее возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубежом.

Такие явления в современном мире, как интернационализация права, борьба с терроризмом, организованной преступностью, в частности в сфере распространения наркотиков, делают необходимыми совместные и согласованные действия представителей правоохранительных органов разных стран. Это невозможно без владения иностранным языком в области профес-

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________

сиональной деятельности и наличия определенных профессионально ориентированных социокультурных знаний. Владение иностранным языком дает возможность будущему офицеру полиции знакомиться с зарубежным опытом работы в правоохранительной деятельности, узнавать о достижениях юриспруденции в зарубежных странах, открывает путь к самосовершенствованию, расширяет возможности профессионального роста в специализации в избранной области. Иностранный язык является эффективным средством формирования личности современного специалиста в качестве носителя культуры собственной страны, образца толерантного отношения к другим народам и примера исследователя в своей профессиональной области с учетом мировых достижений.

В данных условиях кардинально изменяются требования к иноязычному образованию, целью курса иностранного языка является приобретение студентами коммуникативной компетентности, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, в том числе в различных сферах и ситуациях делового международного сотрудничества. Владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля, а уровень владения должен обеспечивать возможность использовать иностранный язык не только в профессиональных целях, но и для удовлетворения научных и познавательных интересов, реализации личных контактов и дальнейшего самообразования и самосовершенствования .

В контексте реализации указанных выше задач на практике компетентностный подход рассматривается как некий универсальный метод моделирования результатов обучения и их презентации в виде реально измеряемых норм качества высшего образования, в том числе и иноязычной подготовки в вузе. Определение содержания конкретных квалификационных критериев в терминах компетенций как итоговых, так и рубежных показателей результатов обучения способствует решению задачи унификации, стандартизации и объективной измеряемости объема и качества знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.

В контексте компетентностно-деятельностного подхода к обучению иностранным языкам в образовательной организации МВД России следует рассматривать профессиональную иноязычную коммуникативную компетентность как интегративную способность будущего специалиста осуществлять речевую деятельность на иностранном языке в рамках конкретной профессиональной сферы. При этом главным условием успешности такой деятельности считают высокий уровень владения иностранным языком и готовность к межкультурному профессиональному взаимодействию, обусловленному современными международными интеграционными процессами.

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернетжурнал «Эйдос». - 2005.

2. Кириллов В.Б. Болонский процесс: Единое Европейское пространство высшего образования и российские вузы / В.Б. Кириллов, Г.И. Гладков. - М., 2005.

3. Кислухин В. Полицейское образование в Германии: хороший пример должен быть заразителен // Милиция. - № 1 (январь). - 2011. - С. 44.

4. Коряковцева Н.Ф. Европейский языковой портфель для России - новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам: Уч. пособие по курсу «Теория обучения иностранным языкам». - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009.

5. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011.

6. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки магистров (неязыковые вузы). - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014.

7. Смирнова Л.П., Смирнов М.В. Модернизация содержания обучения иностранным языкам в неязыковом вузе / Приоритетные направления в обучении иностранным языкам // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - Вып. 12 (618). Педагогические науки. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - С. 19-28.

1. Bermus A.G. Problems and realisation prospects of the competent approach in education. . “Eidos”. 2005. (in Rus.)

2. Kirillov V.B. Bolonsk process: Uniform European space of higher education and the Russian higher educational institutions. . V.B.Kirillov, G.I. Gladkov. Мoscow, 2005. (in Rus.)

3. Kislukhin V. Police training in Germany: the good example should be infectious. . Militsia. № 1 January, 2011, p. 44. (in Rus.)

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

4. Koryakovtseva N.F. European language portfolio for Russia - a new educational technology in the field of training foreign languages: The textbook in the course «The theory of training foreign languages» . Moscow: Moskovskii Gosudarstvennii Lingvisticheskii Universitet. “Rema”. 2009. (in Rus.)

5. The approximate program on discipline “Foreign language” for the bachelors’ training (non linguistic higher educ ational institutions) . Moscow: Moskovskii Gosudarstvennii Lingvisticheskii Universitet. “Rema". 2011. (in Rus.)

6. The approximate program on discipline “Foreign language” for the masters’ training (non linguistic higher educational institutions). . Moscow: Moskovskii Gosudarstvennii Lingvisticheskii Universitet. “Rema". 2014. (in Rus.)

7. Smirnova L.P., Smirnov M.V. Modernising of the content of training foreign languages in non linguistic higher educational institutions . The bulletin of the Moscow State Linguistic University. no 12 (618). Pedagogical sciences. Bulleten Moskovskogo Gosudarstvennogo Lingvisticheskogo Universiteta. Pedagogicheskii Nauki. Moscow. Moskovskii Gosudarstvennii Lingvisticheskii Universitet. “Rema". 2011, pp. 19-28. (in Rus.)

Кравчук Людмила Станиславовна, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина,Белгород, Россия krawtsch u k@ma il.ru

Навроцкая Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия

Земляков Валерий Дмитриевич, старший преподаватель кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия

Получена: 18.09.2015

Для цитирования статьи: Кравчук Л.С.,

Навроцкая И.Н., Земляков В.Д., О роли иностранного языка в формировании профессиональной компетенции

сотрудников полиции. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № б.часть 2. с- doi-

Information about the author

Kravchuk Ljudmila Stanislavovna, Associate Professor, Head of the Chair for Foreign Languages, the Belgoro d Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia [email protected]

Navrotskaya Irina Nikolaevna, Senior Lecturer, Chair for Foreign Languages, the Belgorod Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia

Zemlyakov Valerij Dmitrievich, Senior Lecturer, Chair for Foreign Languages, the Belgorod Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia

Received: 18.09.2015

For article citation: L.S. Kravchuk, I.N. Navrot-skaya, V. D. Zemlyakov, The role of foreign language in the formation of professional competences of police officers.[ O roli inostrannogo jazyka v formirovanii professional"noj kompe-tencii

sotrudnikov policii]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Том 7. № 6 vol-2. С - . doi.

Введение

1. Особенности профессионального общения юриста

2. Этапы процесса делового общения юриста

3. Коммуникативные умения, необходимые юристу

4. Формирование образа партнера

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Значениеобщения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способомсуществования самого человека, установления, удовлетворения и регулированияосновных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействиячеловека на других и наоборот. Наконец, общение - один из важнейшихинструментов социализации человека.

Общение - это сумма выработанных наукой,практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм иправил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное довериесубъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатових совместных действий.

Крометого, общение - это способ существования и действия социальных образований,межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социальногоопыта от поколения к поколению.

В основеделового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственноеконкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, анередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектовобщения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общенияиграет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическоесодержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и,следовательно, на качество их служебной деятельности. Исходя из этого, знание ивладение этикой делового общения является показателем профессиональной культурысотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современнымтребованиям.

Деловоеобщение должно основываться на определенных нравственных принципах, средикоторых главными являются следующие.

1. Воснове делового контакта лежит интерес к делу, но ни в коем случае не личныеинтересы и не собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, именноэтот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и не всегда находит всебе способность поступиться личными интересами, когда они входят впротиворечие с интересами дела.

2. Порядочность,то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся натаких нравственных качествах, как:

Умениедержать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного илисоциального статуса;

Моральнаяустойчивость, умение не поступаться своими принципами;

Обязательность,точность, верность своему слову.

3. Доброжелательность,то есть потребность делать людям добро.

4. Уважительность,реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность,тактичность, учтивость, заботливость).

Впрофессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то времякак остальные 20% занимает оформление документации.


1. Особенности профессионального общения юриста

Профессиональноеобщение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям ихдеятельности. Среди них:

(1) специфичностьповодов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом длявступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление,правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает кругучастников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели;

(2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме полученияинформации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников вкаждом акте общения, вне зависимости оттого, сотрудниками какой службы проводитсяобщение, должна реализовываться задачавоспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качествличности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данноголица, так и его окружения;

(3) конфликтныйхарактер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление илиправонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают(сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере другдругом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтностьобщения и, как следствие, необходимостьспециальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях;

(4) формализацияобщения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различнымидокументами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК).Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характеррегламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Целиформализации:

Защитапсихики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерныхпсихологических перегрузок;

Усиление активности участников общения;

(5) специфика психических состояний участников общения. Спецификаповодов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерныследующие особенности в психическом состоянии;

Повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результатыобщения;

Доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

(6) особоезначение психологического контакта. В связи с вышеперечисленнымиособенностями особое значение приобретаетначальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденциидальнейшего общения.

2. Этапы процесса делового общения юриста

Юристунеобходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидностьюридической деятельности включает в себя ряд этапов.

Дляуспешного общения юристу необходимообеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения

1. Установлениеконтакта - достижение состояния обоюдной готовности к приему и передачеинформации и поддержания взаимосвязи. Психологический контакт - начальнаяфаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересовпартнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Установлениепсихологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность посозданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении идостижение его целей. В основе контакта лежит умение понять цели, интересыпартнера и способность продемонстрировать ему, что ваши цели совпадают илиблизки.

Психологическоесодержание контакта -процесс адаптации субъекта к субъекту:адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новойсистеме взаимоотношений и стилю поведенияпартнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочныхнаборов.

Структурапсихологического контакта включаетнесколько элементов.

(1) Прогнозированиеобщения и формирование модели партнера. Главнаязадача этапа - сбор информации о партнере по общению.

В техслучаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информациицелесообразно вести по следующим направлениям:

Общаяхарактеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);

Ближайшеесоциальное окружение;

Образжизни;

Склонности,интересы, привычки;

Манераобщения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;

Привычныеи запретные темы общения.

В техслучаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информацииосуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении сдругими людьми.

Наоснове собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и вкакой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этомнеобходимо учитывать несколько требований:

Начальнаяфаза, действия должны предполагать обязательное развитие;

Необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

Вашапозиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать емувозможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованностипартнера в продолжении общения.

(2) Созданиевнешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. выбор времени,места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения.

(3) Проявлениевнешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е.формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа - снять у партнерапредубеждение и заинтересовать предстоящим общением.

(4) Оценкапсихического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник:мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера.

(5) Устранениепомех в общении. Помехи могут возникать в результате:

Формированияв процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки кпредстоящему общению (для сотрудника - мобилизовать волевые ресурсы, сломатьустановку; для партнера - сменить стиль поведения);

Непониманиепартнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта:первый - обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжатьвзаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй - снять конфликт);

Психическоесостояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация,эйфория). Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самымснизить эмоциональное возбуждение.

(6) Стимулированиеинтереса к продолжению общения.

2. Информационныйобмен - передача сведений в ответ назапрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.

3. Побуждениепартнера к активному обмену информацией.

4. Координацияобщения - согласование планов, действий, позиций юриста с партнером пообщению.

5. Установлениевзаимопонимания - понимание смысла сообщаемой информации. Но главное -понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т.д.

6. Эмоциональноевоздействие - побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний,приведение его реакций к специфике общения.

7. Установлениеотношений - определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений,условий и взаимных уступок.

8. Регуляцияповедения партнера - изменение поведения (намерений, решений, установок,представлений партнера в контексте взаимодействия.

Последовательноепрохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целейюридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условийэффективного общения.

Дляуспешного профессионального общения юристу необходима коммуникативнаякомпетентность.

Коммуникативнаякомпетентность - этознание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Онаневозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативныхспособностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлятьактивность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальнуюпрограмму общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции вобщении.

Способностьобщаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Подумениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психическиедействия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрациивнимания на способах их выполнения влюбых условиях обстановки.


3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ЮРИСТУ

Речевыеумения - связаны совладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятсяследующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемойкоммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить,возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить ит.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставитьлогические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно»,т.е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично исвязно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется вумении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программуречи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализпроблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить вречевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передатьв речевой деятельности виденное,наблюдаемое.

2. Социально-психологическиеумения - связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения,взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения:психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение;поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологическиточно определить «точку» завершения общения; максимально использоватьсоциально-психологические характеристики коммуникативной ситуации дляреализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развитиякоммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению;овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; и «спровоцировать»желаемую реакцию партнера по общению; формировать социально-психологическийнастрой партнеров в общении и управлять им; психологически стимулироватьпроявление инициативы партнера по общению.

3. Психологическиеумения - связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки,саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение;мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении;эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически«пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбиратьжесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленнойкоммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций(коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использоватьэмоции как средство общения.

4. Уменияиспользовать в общении нормы речевого этикета в соответствии сконкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормыобращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами;использовать ситуативные нормы поведения;адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек,сочувствие, пожелание.

5. Уменияиспользовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистическиесредства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика,тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисментыи т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средстваобщения (поза, движения, дистанция общения).

6. Умениявзаимодействовать: на уровне диалога - с личностью или группой; на уровне полилога - с массой или группой; науровне межгруппового диалога.

Однакознание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае,если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.

Какимиличностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организоватьобщение?

(1) Знаниепсихологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению?Главным образом это знание ценностных ориентации,которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, чточеловек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимобыть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация наисполнение документа. В результате действия негативных факторов впрофессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки другихлюдей, в первую очередь на слабости, ощибки.

(2) Качества,которые определяют особенности психических познавательных процессов:

Достаточнобольшой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему обликупартнера по общению;

Наблюдательность,способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это ссущественными явлениями в личности партнера по общению;

Особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению,на особенности эмоциональных реакций и т.п.;

Особенностимышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки вразличных ситуациях;

Интуициюи воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.

У людейбез развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка -приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волеваяустойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человексопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

(4) Умениечеловека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером.Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные дляделового общения. Например, грубость порождается бестактностью,неисполнительность - попустительством, капризность - излишней уступчивостью.

Личностныечерты определяют общий стиль общения. Общение - это социально-психологическоеявление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностнымиособенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности.Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапамипроцесса общения, так и развитием у него профессионально властных качеств, навыков, умений.

4. Формирование образа партнера

Крометого, в профессиональном общении юрист должен также учитывать возрастные, профессиональныеи индивидуальные особенности личности.

Остановимсяна характеристике процесса восприятия человека человеком. Формированиепредставления о другом человеке обеспечивают психические познавательныепроцессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.Каковы особенности формирования образа партнера?

1. Восприятиепартнера носит предметный характер. Эта конкретность выражается в восприятиитрех основных характеристик образа: физических данных; экспрессии, т.е.особенности самовыражения партнера; внешнего оформления. Поэтому юристу приполучении информации целесообразно придерживаться этих показателей.

2. Целостностьобраза. Например, целостный образ возникает постепенно в зависимости от приближения к объекту. Для людей с нормальнымзрением возможно выделить человека от фона на расстоянии 2 км, общий контур - 1 км, движения рук и ног - с 700м, голову, плечи, овал лица - с 300 м, лицо - 200 м, глаза, пальцы - 60 м.

Причемна дальних расстояниях характерно завышение роста, а верхние части фигурыраспознаются лучше нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.

3. Константностьобраза. По мере накопления сведений образ объекта остается постоянным.

4. Осмысленность.В образ включаются обобщенные данные о категории людей, к которой принадлежитобъект восприятия. В данном случае особенно велика роль социальной установкинаблюдателя.

Основнымисходным психологическим механизмом формирования внешнего образа партнераявляется узнавание. Характерно, что порог узнавания людей ниже порогаузнавания вещей. Основная закономерность узнавания состоит в том, что идетрассматривание фигуры сверху вниз. Верх головы, волосы, лоб и глаза являютсяисходной точкой отсчета. Поэтому наиболее легко затем воссоздаются(портретируются) именно эти элементы.

Другаязакономерность формирования образа - целесообразность. В поле зренияпопадают те элементы внешности, которые определяются целью наблюдения.

Третьязакономерность - особенностистимулирования при построении образа партнера. При положительной стимуляцииобраз партнера описывается более привлекательно и полнее. Таким образом,подкрепление также участвует в конструировании восприятия человека человеком.Поэтому юристу при проведении процессуальных действий следует воздерживаться отсвоих оценок личности объекта деятельности.

Четвертаязакономерность - эмоциональное состояние партнера (свидетеля). Всостоянии эмоционального возбуждения партнеру дается также неполная и непривлекательная оценка.

Пятаязакономерность - характер взаимоотношений между партнерами. Дезорганизуетвосприятие и последующее портретирование чувство страха или взаимной антипатии.

Отражениепартнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людейпри составлении образа партнера элементывнешности распределяются примерно следующим образом.

1. Физическийоблик - 82,5% элементов внешности человека: рост(длина тела); глаза (цвет); нос; особенности телосложения; цвет волос. Рост,цвет глаз и волос выполняют роль опорных признаков, с которыми затемсвязываются все остальные элементы внешности. Важными признаками физическогооблика также являются контур тела и форма лица. Но они выделяются не в первуюочередь.

2. Экспрессия- внешние особенности выражения чувств и поведения. К элементам экспрессии,которые чаще всего воспринимаются в первуюочередь, относятся: общее выражение лица; выражение глаз; особенности голоса и речи; жесты. Экспрессивные особенностипортретируемого лица обычно составляют около 14% информации о нем. Включениечерт экспрессии характерно при описании облика хорошо знакомых людей. Следуетучесть, что большинство людей во внешнем облике партнера быстрее отмечают теособенности, которые являются отклонением от общепринятой нормы.

3. Внешнийвид - одежда, прическа, косметика, украшения и т.п. Эти данные обычно не превышают 5% общей информации.

Соотношениеэтих трех групп элементов образа партнера у различных профессиональных ивозрастных групп различно, тем не менее, общие зависимости приблизительнотаковы:

Женщиныдают более точную оценку образа партнера;

Дляподростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность на внешнемоформлении портретируемого лица;

Длявзрослых типична сосредоточенность на экспрессии. Особенности восприятия уразличных групп людей зависят от уровня культуры и образования, от целей изадач деятельности, от жизненного опыта.

Наиболееобразованные и проницательные обращают внимание на особенности экспрессии,другие - на физические черты и оформление внешности.

Ихописания внешнего облика партнера можносвести в три группы.

(1) Суждения,которые имеют четко определенное описание и применялись для обозначенияконкретных элементов (70%).

(2) Сужденияна основе штампов обыденного сознания или сходства с чьей-то внешностью. Сюдаможно отнести суждения, в которых приводятся аналогии с психическимиособенностями, - «умный лоб», «волевой подбородок», «чувственные губы» (11%).

(3) Суждения,характеризующие «выразительное поведение», - «угрюмое лицо», «печальные глаза»,«виноватая походка» и т.п. (4%).

Такимобразом, отражая облик одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют ихчерез ту систему образов и понятий, которая у них уже сложилась. Поэтому ихарактер осмысления облика одних и тех же людей всегда различен. Люди сразвитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивыеуспешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. Практически любыеэмоциональные состояния опознают люди с образным мышлением, эмоциональноподвижные, экстраверты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общениес людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любойспециализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общенияявляется непременным условием его высокой квалификации.

Спецификапрофессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативныхкачеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики.Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения ипсихологические тренинги.

Коммуникативнаякомпетентность - этознание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Онаневозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативныхспособностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлятьактивность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальнуюпрограмму общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции вобщении.

Кромепотребностей юридической практики, общение обеспечивает удовлетворениесоциальных потребностей личности. К таким потребностям относятся: стремлениечеловека к взаимодействию, любви и поддержке; потребность к самоутверждению;потребность к самовыражению и самореализации; потребность в эмоциональнойподдержке и признании.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аракелов Ю.С.,Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационныебилеты. - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.

2. Афанасьева О.В.,Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М., 2001.

3. Жалинский А. Э.Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста.Издательство: Проспект, 2009.

4. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособиедля вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2005.

5. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органоввнутренних дел: Учеб. пособие. М., 2003.

6. Реан А. Л. Психология личности. Социализация,поведение, общение. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.

7. Романов В.В. Юридическая психология. М.: ЮРИСТЪ,2006.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.2001.

9. Сокова 3. К. Профессиональная этика. М., 2000.

10. Социальная психология / Под ред. А.М.Столяренко. М., 2001.

11. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов н/Д:«Феникс», 2003.

12. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992. (Библиотечкасотрудника органов внутренних дел).

13. Юридическаяпсихология: учебник для студентов вузов; под ред. В. Я. Кикотя. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

14. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов,Е.В. Романова. М., 2000. Майоров В.И. Введение в юридическую специальность:Учебное пособие. – Челябинск, 2005.

В законодательных актах, представляющих собой правовую основу деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, закреплены правовые нормы, определяющие основные начала организации и деятельности этих органов. В правовой науке и юридической практике такие нормы принято называть принципами.

Основными принципами деятельности правоохранительных органов в РФ являются:

Принцип законности нашел свое законодательное выражение в ч.2 ст.15 Конституции РФ, согласно которой “органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы”. Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на правовую сферу.

Принцип публичности (официальности) находит свое выражение преимущественно в деятельности правоохранительных органов, выполняемой с момента обнаружения признаков преступления. Сущность этого принципа состоит в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления и их наказанию. Отсюда следует, что правоохранительные органы, действуя в интересах государства и общества (отсюда и наименование “принцип публичности”), обязаны проявлять активность и инициативу в раскрытии преступлений, изобличение лиц, их совершивших.

Принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”.

Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, охраны личной жизни граждан, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Истоки данного принципа находятся в Конституции РФ, где провозглашается право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22); на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч.1 ст.23); на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст.23); неприкосновенность жилища (ст.25).

В деятельности правоохранительных органов эти принципиальные положения находят свое воплощение в том, что правоохранительные органы могут производить аресты граждан, их заключение под стражу и содержание под стражей только по решению суда и только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. Правоохранительные органы, в пределах своих полномочий и при наличии к тому законных оснований, могут задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления и предъявить ему обвинение в совершении преступления. Поскольку выполняемая в этой связи деятельность правоохранительных органов носит наступательный, активный характер направлена на изобличение гражданина в совершении преступления, постольку было бы несправедливым не наделить подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) правами, достаточными и необходимыми для защиты от выдвинутого против него обвинения. Подробно данный принцип изучается в курсе «Уголовный процесс».

Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности это общепризнанный мировым сообществом принцип, в соответствии с которым «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого» 3 .

Принцип национального языка в деятельности правоохранительных органов. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый гражданин вправе обращаться в любой правоохранительный орган за защитой своих прав и законных интересов на родном языке или любом другом языке, которым он владеет. В свою очередь, правоохранительные органы не вправе отказать гражданину в защите по мотиву незнания языка, на котором гражданин к ним обратился.

Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. В Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24).

Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов, заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве присяжных заседателей и других участников судебного разбирательства (представители комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др.). Представители общественности участвуют также в деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью. Так, например, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.

Принцип гуманизма находит свое непосредственное проявление в деятельности правоохранительных органов, связанной с избранием меры пресечения. Принимая решение об избрании меры пресечения, органы, ведущие производство по уголовному делу, обязаны учитывать тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение (ст.91 УПК РФ) и принять меры попечения о несовершеннолетних детях обвиняемого и охране его имущества (ст.98 УПК РФ).

Принцип демократизма в деятельности правоохранительных органов проявляется, прежде всего, в том, что решаемые этими органами задачи укрепления законности и правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан отвечают интересам народа. Принцип демократизма находит свое выражение в иных принципах деятельности правоохранительных органов. В частности, принцип демократизма лежит в основе принципа участия представителей общественности в деятельности правоохранительных органов. Он находит свое выражение в принципе независимости судей и подчинении их только закону.

Введение

1. Особенности профессионального общения юриста

2. Этапы процесса делового общения юриста

3. Коммуникативные умения, необходимые юристу

4. Формирование образа партнера

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение - один из важнейших инструментов социализации человека.

Общение - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Кроме того, общение - это способ существования и действия социальных образований, межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социального опыта от поколения к поколению.

В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Исходя из этого, знание и владение этикой делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям.

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие.

1. В основе делового контакта лежит интерес к делу, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела.

2. Порядочность, то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких нравственных качествах, как:

Умение держать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;

Моральная устойчивость, умение не поступаться своими принципами;

Обязательность, точность, верность своему слову.

3. Доброжелательность, то есть потребность делать людям добро.

4. Уважительность, реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость).

В профессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то время как остальные 20% занимает оформление документации.

1. Особенности профессионального общения юриста

Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них:

(1) специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели;

(2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения;

(3) конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление или правонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях;

(4) формализация общения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК). Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Цели формализации:

Защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок;

Усиление активности участников общения;

(5) специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерны следующие особенности в психическом состоянии;

Повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения;

Доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

(6) особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.

2. Этапы процесса делового общения юриста

Юристу необходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидность юридической деятельности включает в себя ряд этапов.

Для успешного общения юристу необходимо обеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения

1. Установление контакта - достижение состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи. Психологический контакт - начальная фаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересов партнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. В основе контакта лежит умение понять цели, интересы партнера и способность продемонстрировать ему, что ваши цели совпадают или близки.

Психологическое содержание контакта - процесс адаптации субъекта к субъекту: адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новой системе взаимоотношений и стилю поведения партнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочных наборов.

Структура психологического контакта включает несколько элементов.

(1) Прогнозирование общения и формирование модели партнера. Главная задача этапа - сбор информации о партнере по общению.

В тех случаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информации целесообразно вести по следующим направлениям:

Общая характеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);

Ближайшее социальное окружение;

Образ жизни;

Склонности, интересы, привычки;

Манера общения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;

Привычные и запретные темы общения.

В тех случаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информации осуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении с другими людьми.

На основе собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и в какой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этом необходимо учитывать несколько требований:

Начальная фаза, действия должны предполагать обязательное развитие;

Необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

Ваша позиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать ему возможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованности партнера в продолжении общения.

(2) Создание внешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. выбор времени, места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения.

(3) Проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е. формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа - снять у партнера предубеждение и заинтересовать предстоящим общением.

(4) Оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник: мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера.

(5) Устранение помех в общении. Помехи могут возникать в результате:

Формирования в процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки к предстоящему общению (для сотрудника - мобилизовать волевые ресурсы, сломать установку; для партнера - сменить стиль поведения);

Непонимание партнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта: первый - обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжать взаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй - снять конфликт);

Психическое состояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация, эйфория). Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самым снизить эмоциональное возбуждение.

(6) Стимулирование интереса к продолжению общения.

2. Информационный обмен - передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.

3. Побуждение партнера к активному обмену информацией.

4. Координация общения - согласование планов, действий, позиций юриста с партнером по общению.

5. Установление взаимопонимания - понимание смысла сообщаемой информации. Но главное - понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т.д.

6. Эмоциональное воздействие - побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний, приведение его реакций к специфике общения.

7. Установление отношений - определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений, условий и взаимных уступок.

Последовательное прохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целей юридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условий эффективного общения.

Для успешного профессионального общения юристу необходима коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность - это знание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Она невозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативных способностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

Способность общаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Под умениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психические действия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрации внимания на способах их выполнения в любых условиях обстановки.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ЮРИСТУ

Речевые умения - связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятся следующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемой коммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно», т.е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично и связно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется в умении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу речи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое.

2. Социально-психологические умения - связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения: психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологически точно определить «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий; психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению; овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; и «спровоцировать» желаемую реакцию партнера по общению; формировать социально-психологический настрой партнеров в общении и управлять им; психологически стимулировать проявление инициативы партнера по общению.

3. Психологические умения - связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение; мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций (коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использовать эмоции как средство общения.

4. Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы поведения; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание.

5. Умения использовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистические средства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисменты и т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (поза, движения, дистанция общения).

6. Умения взаимодействовать: на уровне диалога - с личностью или группой; на уровне полилога - с массой или группой; на уровне межгруппового диалога.

Однако знание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае, если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.

Какими личностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организовать общение?

(1) Знание психологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению? Главным образом это знание ценностных ориентации, которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, что человек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимо быть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация на исполнение документа. В результате действия негативных факторов в профессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки других людей, в первую очередь на слабости, ощибки.

(2) Качества, которые определяют особенности психических познавательных процессов:

Достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению;

Наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению;

Особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.;

Особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки в различных ситуациях;

Интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.

У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка - приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

(4) Умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером. Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные для делового общения. Например, грубость порождается бестактностью, неисполнительность - попустительством, капризность - излишней уступчивостью.

Личностные черты определяют общий стиль общения. Общение - это социально-психологическое явление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностными особенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности. Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапами процесса общения, так и развитием у него профессионально властных качеств, навыков, умений.

4. Формирование образа партнера

Кроме того, в профессиональном общении юрист должен также учитывать возрастные, профессиональные и индивидуальные особенности личности.

Остановимся на характеристике процесса восприятия человека человеком. Формирование представления о другом человеке обеспечивают психические познавательные процессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Каковы особенности формирования образа партнера?

1. Восприятие партнера носит предметный характер. Эта конкретность выражается в восприятии трех основных характеристик образа: физических данных; экспрессии, т.е. особенности самовыражения партнера; внешнего оформления. Поэтому юристу при получении информации целесообразно придерживаться этих показателей.

2. Целостность образа. Например, целостный образ возникает постепенно в зависимости от приближения к объекту. Для людей с нормальным зрением возможно выделить человека от фона на расстоянии 2 км, общий контур - 1 км, движения рук и ног - с 700 м, голову, плечи, овал лица - с 300 м, лицо - 200 м, глаза, пальцы - 60 м.

Причем на дальних расстояниях характерно завышение роста, а верхние части фигуры распознаются лучше нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.

3. Константность образа. По мере накопления сведений образ объекта остается постоянным.

4. Осмысленность. В образ включаются обобщенные данные о категории людей, к которой принадлежит объект восприятия. В данном случае особенно велика роль социальной установки наблюдателя.

Основным исходным психологическим механизмом формирования внешнего образа партнера является узнавание. Характерно, что порог узнавания людей ниже порога узнавания вещей. Основная закономерность узнавания состоит в том, что идет рассматривание фигуры сверху вниз. Верх головы, волосы, лоб и глаза являются исходной точкой отсчета. Поэтому наиболее легко затем воссоздаются (портретируются) именно эти элементы.

Другая закономерность формирования образа - целесообразность. В поле зрения попадают те элементы внешности, которые определяются целью наблюдения.

Третья закономерность - особенности стимулирования при построении образа партнера. При положительной стимуляции образ партнера описывается более привлекательно и полнее. Таким образом, подкрепление также участвует в конструировании восприятия человека человеком. Поэтому юристу при проведении процессуальных действий следует воздерживаться от своих оценок личности объекта деятельности.

Четвертая закономерность - эмоциональное состояние партнера (свидетеля). В состоянии эмоционального возбуждения партнеру дается также неполная и непривлекательная оценка.

Пятая закономерность - характер взаимоотношений между партнерами. Дезорганизует восприятие и последующее портретирование чувство страха или взаимной антипатии.

Отражение партнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людей при составлении образа партнера элементы внешности распределяются примерно следующим образом.

1. Физический облик - 82,5% элементов внешности человека: рост (длина тела); глаза (цвет); нос; особенности телосложения; цвет волос. Рост, цвет глаз и волос выполняют роль опорных признаков, с которыми затем связываются все остальные элементы внешности. Важными признаками физического облика также являются контур тела и форма лица. Но они выделяются не в первую очередь.

2. Экспрессия - внешние особенности выражения чувств и поведения. К элементам экспрессии, которые чаще всего воспринимаются в первую очередь, относятся: общее выражение лица; выражение глаз; особенности голоса и речи; жесты. Экспрессивные особенности портретируемого лица обычно составляют около 14% информации о нем. Включение черт экспрессии характерно при описании облика хорошо знакомых людей. Следует учесть, что большинство людей во внешнем облике партнера быстрее отмечают те особенности, которые являются отклонением от общепринятой нормы.

3. Внешний вид - одежда, прическа, косметика, украшения и т.п. Эти данные обычно не превышают 5% общей информации.

Соотношение этих трех групп элементов образа партнера у различных профессиональных и возрастных групп различно, тем не менее, общие зависимости приблизительно таковы:

Женщины дают более точную оценку образа партнера;

Для подростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность на внешнем оформлении портретируемого лица;

Для взрослых типична сосредоточенность на экспрессии. Особенности восприятия у различных групп людей зависят от уровня культуры и образования, от целей и задач деятельности, от жизненного опыта.

Наиболее образованные и проницательные обращают внимание на особенности экспрессии, другие - на физические черты и оформление внешности.

Их описания внешнего облика партнера можно свести в три группы.

(1) Суждения, которые имеют четко определенное описание и применялись для обозначения конкретных элементов (70%).

(2) Суждения на основе штампов обыденного сознания или сходства с чьей-то внешностью. Сюда можно отнести суждения, в которых приводятся аналогии с психическими особенностями, - «умный лоб», «волевой подбородок», «чувственные губы» (11%).

(3) Суждения, характеризующие «выразительное поведение», - «угрюмое лицо», «печальные глаза», «виноватая походка» и т.п. (4%).

Таким образом, отражая облик одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют их через ту систему образов и понятий, которая у них уже сложилась. Поэтому и характер осмысления облика одних и тех же людей всегда различен. Люди с развитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивые успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. Практически любые эмоциональные состояния опознают люди с образным мышлением, эмоционально подвижные, экстраверты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любой специализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общения является непременным условием его высокой квалификации.

Специфика профессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики. Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения и психологические тренинги.

Коммуникативная компетентность - это знание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Она невозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативных способностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

Кроме потребностей юридической практики, общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей личности. К таким потребностям относятся: стремление человека к взаимодействию, любви и поддержке; потребность к самоутверждению; потребность к самовыражению и самореализации; потребность в эмоциональной поддержке и признании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аракелов Ю.С., Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.

2. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М., 2001.

3. Жалинский А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Издательство: Проспект, 2009.

4. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2005.

5. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. М., 2003.