Порядок создания и ликвидации религиозных объединений в россии. Особенности создания и регистрации Кто может быть участником религиозной организации


Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

Вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Виды религиозных объединений

Религиозные объединения могут создаваться в форме:

Религиозных групп и
- религиозных организаций

Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на

Местные и
- централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая

Не менее чем из десяти участников,
- достигших возраста восемнадцати лет и
- постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. В России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, поскольку Российская Федерация – светское государство. В России религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее:

а) Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

б) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

в) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

а) создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

б) не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

в) не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

8.1. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.

Конституция, как основной закон страны, гарантирует гражданам, всем без исключения, права и свободы. Их перечень не зависит от отношения к религии. Пропагандировать превосходство одной веры над другой недопустимо. Поэтому правила регистрации религиозной организации едины для любой конфессии. В статье расскажем, как происходит регистрация религиозной организации, какие следует подготовить документы, почему можно получить отказ.

Религиозные организации и их отличительные критерии

Религиозные организации (РО) – это объединения, созданные для служения и продвижения веры добровольно. Они отличаются такими характерными чертами:

  • вероисповедание – конкретная религия;
  • проведение служений, разнообразных обрядов и церемоний;
  • обучение основам религии и проповедование;
  • формирование сторонников и приверженцев на основе религиозности.

РО свойственны отличительные черты:

  • Территория, которую охватывает деятельность. Чтобы МРО была признанной, количество членов общины – минимум 10 человек. Имеет значение и возраст – 18 лет и старше. Все они должны проживать в одном поселении. В составе ЦРО находится три и больше местных.
  • Учредить МРО имеют право десять (не меньше) граждан РФ – членов общины. Они опираются на поддержку ЦРО с тем же вероисповеданием, подтверждающей наличие указанных прихожан в своем составе. Читайте также статью: → “».

Важно! Чтобы общину зарегистрировать как РО, не нужно подтверждать ее фактическое наличие на протяжении 15 лет. Это требование отменили.

Ограничения для местных религиозных организаций

Если МРО существует вне структуры ЦРО аналогичного вероисповедания, ее деятельность ограничивается. Целых 10 лет, прошедших после государственной регистрации, МРО лишена права на:

  • образование структурных подразделений образовательной сферы;
  • представительство иностранной РО;
  • выпуск СМИ;
  • приглашение лиц из других стран для проповедования;
  • МРО не позволено проводить религиозные обряды в больницах, других лечебных и профилактических учреждениях, интернатах для инвалидов и престарелых, тюрьмах.

Документы для регистрации будущей религиозной организации

После проведения в будущей РО учредительного собрания и подготовки всех документов, можно обращаться за регистрацией в соответствующий орган, расположенный на той же территории. Пакет необходимых документов состоит из:

  1. Устава религиозной организации.
  2. Протокола собрания учредителей.
  3. Перечня участников РО. Кроме ФИО каждого следует указать гражданство, дату рождения и место проживания.
  4. Сведений о том, где находится руководящий орган РО.
  5. Квитанции об уплате госпошлины.
  6. Заявления.

Важной составной является информация о вероучении и применении его на практике. Необходимо описать историю того, как возникло данное направление религии. Также нужно предоставить информацию о том:

  • какими способами и приемами пользуется в своей работе РО;
  • каково отношение организации к образовательным вопросам, семье, брачным узам;
  • существуют ли какие-нибудь условия касательно поддержания здоровья у тех, кто исповедует данную религию;
  • ограничиваются ли гражданские права и обязанности для прихожан РО.

Когда руководящий орган РО размещен за границей, в пакете представленных для регистрации документов должен присутствовать устав иностранной РО, удостоверенный госорганом соответствующей страны. Вместо него допускается иной документ (основополагающий) центральной РО. Заявление на регистрацию рассматривается месяц. Позволено продлить время на его рассмотрение до полугода, если нужно провести религиоведческую экспертизу.

Деятельность уже зарегистрированной РО могут запретить, если она, к примеру, экстремистская, или наносит ущерб здоровью.

Пример 1. В Ростовской области проходил судебный процесс, в ходе которого прокурор требовал запретить деятельность МРО «Свидетели Иеговы Таганрог». Одно из оснований – склонение прихожан к отказу от медицинской помощи. Кроме того, в РО поощряли действия, которые приводят к разрушению семьи, возбуждению межрелигиозной вражды. Разбирательства продолжались несколько лет. МРО то запрещали, то разрешали. В результате несколько человек осуждены, регистрацию РО аннулировали.

Правила по принятию решений о государственной регистрации религиозной организации

Правила разработаны с учетом ФЗ и правительственных постановлений. Они призваны регулировать время на:

  • рассмотрение поданных документов;
  • принятие решения касательно регистрации РО.

Вердикт выносит Минюст, его территориальные органы. В соответствии с ним сведения о создании РО вносятся в ЕГРЮЛ. Произойти это должно в течение 5 рабочих дней.

Орган госрегистрации не позже трех дней (рабочих) после получения данных о внесение в ЕГРЮЛ, должен выдать заявителю официальный документ, подтверждающий факт осуществления указанной выше записи.

Как регистрируется религиозная организация: пошаговая инструкция

Необходимость регистрации РО закреплена в законодательном порядке. Чтобы она прошла успешно, нужно соблюдать такую последовательность:

Шаги Описание
первый Разработать устав, учитывая все требования законодательства
второй Провести учредительное собрание
третий Подготовить пакет необходимых документов
четвертый Заплатить государственную пошлину
пятый Представить подготовленные документы в соответствующий территориальный орган госрегистрации

Когда возможно получить отказ в регистрации

Перечень причин, служащих основанием для того, чтобы РО отказали в государственной регистрации:

  1. Цели, которые РО определяет для своей работы, ее деятельность, вступают в противоречие с законодательством страны. Здесь чиновник обязан указать ссылку на конкретные статьи законов.
  2. Организация не отвечает отличительным признакам, присущим религиозной.
  3. В уставе и остальных бумагах указана недостоверная информация.
  4. Наименование РО не оригинальное. В ЕГРЮЛ уже присутствует организация с тем же названием.
  5. Составление представленных документов не отвечает законодательным требованиям (по форме либо содержанию).
  6. Учредители не являются правомочными создавать РО.

Заявителям направляется официальный отказ, в котором четко расписаны его основания. Документ можно обжаловать, обратившись в суд. Такой мотив отказа, как нецелесообразность, не допустим.

Особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета

РО влились в хозяйственные процессы и стали их полноправными участниками. Они занимаются производством и реализуют товары, владеют землей, недвижимостью, движимым имуществом, организовывают собственные предприятия. А это означает, что на РО должны распространяться все требования, которые предъявляются к иным юридическим лицам.

  • РО ведут бухучет и платят налоги, хотя располагают многими льготами.
  • В соответствующих регистрах отмечаются все доходы, которые получает РО, ее расходы. Учет проводится в хронологическом порядке.
  • Использование счетов и двойной записи является обязательным. Читайте также статью: → “ ».

Уставная деятельность РО финансируется такими поступлениями:

  • пожертвования, передаваемые гражданами и различными учреждениями добровольно;
  • доходы от распространенной религиозной литературы, иных предметов, том числе, аудио и видеозаписей;
  • выручка от продвижения отдельных товаров;
  • бюджетные и внебюджетные поступления.

Вот некоторые бухгалтерские проводки:

Такими записями фиксируется гуманитарная помощь и пожертвования:

Если РО использует ОСН, она является плательщиком НДС, налогов на прибыль, имущество и транспорт (при его наличии).

Налог на прибыль не распространяется на доходы, полученные от продажи предметов, без которых не обойтись при совершении культа, и доходы от непосредственно культовой деятельности. РО платит НДС только тогда, когда занимается предпринимательством. Им не облагаются услуги по:

  • проведению обрядов и церемоний;
  • продажи предметов религиозного назначения, когда это не содержит элементов коммерции.

Содержание устава религиозной организации

Свод правил и положений, который устанавливает порядок деятельности РО и именуется «уставом», разрабатывается с учетом требований гражданского законодательства страны. В нем обязательно прописывается:

  1. Название РО, ее адрес, вид и вероисповедание.
  2. Цели, перечень задач и способы деятельности.
  3. В каком порядке организация создается и прекращает свою деятельность.
  4. Информация об органах управления, порядке их формирования и вопросах, которые они вправе решать.
  5. Структура.
  6. Откуда происходит поступление денег, и каковы источники имущества.
  7. Как ими распорядиться, если РО прекратит деятельность.
  8. В каком порядке вносятся изменения и дополнения в устав.

В наименовании РО обязательно должна присутствовать информация о том, к какому вероисповедания она принадлежит. Нередко РО регистрируется как общественная организация. Под ее прикрытием проводится религиозная пропаганда. Да, РО – также общественная организация. Но законодательство однозначно определяет отличительные особенности РО. Прежде всего, это касается целей формирования.

Регистрация организации как религиозной, накладывает ряд ограничений на поле ее деятельности. Например, занятия в школах они могут проводить, только получив согласие родителей. Общественным организациям этого не требуется. Вот периодически и возникают конфликты, которые разрешаются в судебном порядке.

Пример 2. В одной из местностей действовала РО «Новое поколение». Ее прихожане одновременно имели членство в общественной организации «Центр творческой молодежи». На основании этого они проводили в школах мероприятия против распространения и употребления наркотиков. Они сопровождались фильмами религиозного направления.

Некоторые родители пожаловались в отдел образования. После проведенной проверки общественную организацию официально предупредили о том, что такой род деятельности неправомерен. «Центр творческой молодежи» подал в суд и выиграл его. После кассационной жалобы дело рассматривалось в областном суде. Претензии к общественной организации были признаны, как обоснованные, влияние РО через нее прекратилось.

Топ 5 часто задаваемых вопросов

Вопрос №1. Можно ли использовать в названии РО такие слова, как «российская», «Россия»?

Подобные слова и их производные позволено вставлять в наименование, если структуры организации законно осуществляют деятельность в стране 50 лет и более.

Вопрос №2. Каков размер пошлины, которую следует уплатить за право использования указанных в предыдущем вопросе, слов?

Госпошлина отсутствует, о чем прописано в Налоговом кодексе (Ст. 333.35, п. 1).

Вопрос №3. В уставе РО записывается и ее полное наименование, и сокращенное?

Ответ. Законодательством установлен запрет на то, чтобы сокращенное наименование фигурировало в уставе.

Вопрос №4. Можно ли уменьшить базу налогообложения на суммы, перечисленные на благотворительные цели.

Нельзя, поскольку подобные расходы не относятся к деятельности, направленной на то, чтобы получить доход.

Вопрос №5 . Где используется сокращенное наименование РО?

Его можно указывать при проведении различных хозяйственных отношений, в частности в договорах гражданско-правового характера. В преамбуле записывается полное наименование, а дальше – сокращенное.

Российское законодательство и правоприменительная практика постепенно унифицируют общие принципы юридической ответственности за возможные нарушения правовых норм по поводу регистрации всех юридических лиц и в частности, РО. Чтобы этот процесс был успешным и беспроблемным, требуется более совершенная законодательная база и механизмы регулирования правоотношений.

В юридическую службу Московской Патриархии поступают многочисленные обращения из епархий по проблемам, связанным с наименованием религиозных организаций. Руководитель юридической службы инокиня Ксения (Чернега) на страницах «Журнала Московской Патриархии» (№7, июль 2011 г.) дает разъяснения по вопросам регистрации религиозных организаций, заключения ими гражданско-правовых договоров и включения наименования религиозной организации в платежные документы.

Полное наименование религиозных организаций

Полное наименование религиозных организаций должно быть указано в учредительных документах, в печати (штампе), на бланках, при заключении сделок, в тексте маркировок выпускаемых религиозными организациями литературных произведений, печатных изданий, аудиовизуальных произведений и в других случаях. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; кроме того, она вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. В соответствии с положением п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на религиозную организацию возлагается обязанность указывать ее полное наименование при осуществлении своей деятельности.

Правило об обязательном использовании полного наименования религиозной организации закреплено законодателем для того, чтобы довести до участников гражданского оборота, прежде всего граждан, максимально полную и достоверную информацию о вероисповедании соответствующей религиозной организации.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в полном наименовании религиозной организации, является закрытым. Он включает в себя сведения о

  • организационно-правовой форме (религиозной организации);
  • характере деятельности (например, приход, подворье, монастырь);
  • вероисповедании религиозной организации (к примеру, православной).

П. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

Поэтому регистрирующий орган не вправе требовать от религиозной организации включения в наименование дополнительных сведений, не предусмотренных законодательством. Соответственно, неправомерным будет являться и отказ в регистрации религиозной организации по причине невключения в наименование сведений, не установленных законом. Правильность такого подхода к вопросу о регистрации религиозной организации подтверждается судебной практикой.

К примеру, Первомайский районный суд Кировской области в решении от 13.07.2001 года признал неправомерным отказ управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в государственной регистрации религиозной организации «Волго-Вятский христианский центр», мотивированный тем, что в наименовании данной религиозной организации не определена ее принадлежность к централизованной религиозной организации.

Вместе с тем следует отметить, что, согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой, в том числе религиозной, организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Существенное значение имеет то обстоятельство, что религиозная организация, зарегистрированная в установленном порядке, имеет исключительное право на использование своего полного наименования в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это исключительное право защищено законом. Поэтому лицо, неправомерно использующее полное наименование религиозной организации, обязано по ее требованию прекратить использование данного наименования и возместить причиненные убытки.

В этой связи следует также учитывать положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Согласно ст. 8 данной Конвенции, наименование юридического лица охраняется во всех странах — участницах Конвенции «без обязательной подачи заявки или регистрации». Таким образом, юридическое лицо, в том числе религиозная организация, имеет исключительное право использования собственного наименования без регистрации последнего в силу самого факта его использования.

Сокращенное наименование религиозной организации

Закон не запрещает религиозным организациям использовать собственное сокращенное наименование в различных хозяйственных отношениях. При этом не требуется вносить соответствующие изменения в устав. Например, при заключении гражданско-правового договора религиозная организация вправе определить сокращенное наименование, которое будет применяться исключительно в рамках конкретного договора, в частности при заполнении документов, связанных с исполнением данного договора. Для этого в преамбуле договора должно быть указано полное наименование религиозной организации, а также сделана ссылка на последующее употребление сокращенного наименования для обозначения религиозной организации как стороны договора.

Обоснованность данного вывода подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 07.02.2011 года № 14-27\38. В письме указывается, что в договоре с кредитной организацией (или ее филиалом) допускается установить сокращенное наименование религиозной организации с целью осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов. Данное письмо особенно важно в связи с многочисленными обращениями из епархий в юридическую службу Московской Патриархии по вопросам включения полных наименований религиозных организаций (епархий, приходов, монастырей) в платежные документы. Например, банк N ответил отказом на обращение местной религиозной организации по вопросу осуществления безналичных денежных расчетов на том основании, что, согласно учредительным документам, полное наименование данной организации превышает 200 символов, тогда как сокращенное наименование отсутствует. В соответствии же с банковскими правилами осуществления безналичных расчетов наименование плательщика или получателя в расчетном документе не должно превышать 160 символов.

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной

Запрет на включение в уставы религиозных организаций сокращенных наименований основывается на уже упоминавшемся положении п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Дело в том, что Министерство юстиции Российской Федерации обязано следить за исполнением данного требования закона, в том числе в целях противодействия деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые заинтересованы в сокрытии от граждан и организаций своих полных наименований, содержащих указание на их конфессиональную принадлежность.

Как указал Верховный суд в определении № 41-Г09-29 от 08.12.2009 года, свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ее ограничения. Они установлены в ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, ч. 3 ст. 18 Международного пакта от 16.12.1966 года о гражданских и политических правах и ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации отмечает, что, поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, Конституция Российской Федерации запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни, пропаганду или агитацию, возбуждающие религиозную ненависть и вражду, пропаганду религиозного превосходства.

Использование слов «Россия», «российский» и т.п. в наименовании религиозной организации

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как устанавливается в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13.04.2000 года № 46-О, при исчислении 50-летнего срока осуществления деятельности религиозной организации на территории Российской Федерации не следует принимать во внимание приостановление деятельности соответствующей религиозной организации, если она была лишена возможности осуществлять свою деятельность по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Кроме того, согласно п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, религиозные объединения освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования соответствующих наименований.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Статья 4. Наименование и местонахождение некоммерческой организации.

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.

1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

…2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием…

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 8. Религиозная организация.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

…8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Конвенция по охране промышленной собственности

Статья 8. [Фирменные наименования]

Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Статья 9. Свобода мысли, совести и религии.

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Конституция Российской Федерации

Статья 19

3. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Статья 18

…3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целяхсовместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также ГК РФ.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями , не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями (приходы, общины, монастыри, братства, миссии и т.п.)

Централизованная религиозная организация - создается не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав , утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией . Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначенияне может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Публично-правовые компании . ??? (можно просто почитать)

В п. 3 (а. 11) ст. 50 ГК РФ среди организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, указана и такая форма, как публично-правовые компании. Однако ни в § 6. «Некоммерческие корпоративные организации», ни в § 7. «Некоммерческие унитарные организации» Главы 4 ГК РФ подобной организационно-правовой формы не содержится.

Но на сайте Минэкономразвития России для общественного обсуждения размещен проект федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с Проектом предлагается создать в РФ публично-правовые компании, которые будут представлять собой новую организационно-правовую форму некоммерческих юридических лиц с исключительно государственным участием. В Проекте содержатся правила учреждения таких компаний, требования к структуре органов управления, а также к их деятельности, общие правила инвестирования временно свободных средств таких компаний.

Отметим также, что в настоящее время государство участвует в гражданско-правовых отношениях как напрямую, например через систему госзакупок, так и опосредованно, являясь участником или учредителем юридических лиц. Наиболее распространены в гражданском обороте следующие организационно-правовые формы юрлиц с государственным участием:

Государственные унитарные предприятия;

Акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (в некоторых случаях государство является единственным участником акционерного общества);

Государственные корпорации;

Государственные компании.

В настоящее время в России существует семь госкорпораций и одна госкомпания. Предполагается, что указанные юрлица должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы (см. План-график мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании "Автодор", утвержденный Председателем Правительства РФ 29.12.2010 N 6793 п-13).

Авторы Проекта предлагают сделать преобразование в публично-правовые компании одной из возможных форм реорганизации госкомпаний и госкорпораций. Также в публично-правовую компанию может быть преобразовано акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежит государству. Однако в Проекте напрямую не указано, что публично-правовые компании обязательно должны заменить собой госкорпорации и госкомпании. Напротив, в нем содержатся поправки ко многим федеральным законам, позволяющие сделать вывод о том, что публично-правовые образования смогут функционировать наряду с госкорпорациями и госкомпаниями. Например, предлагается внести изменения в Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты

Публично-правовые компании планируется отнести к категории унитарных некоммерческих организаций, которые, с одной стороны, будут наделены публично-правовыми функциями и полномочиями, а с другой - будут участниками гражданско-правовых отношений с иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако в своей деятельности такие компании не будут преследовать цели извлечения прибыли и будут вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такими целями могут быть проведение госполитики , оказание госуслуг, управление госимуществом, реализация особо важных проектов и госпрограмм и др.

Создаваться такие юридические лица будут либо на основании закона , либо на основании решения Правительства РФ.

Компании, созданные на основании закона , не будут иметь учредительных документов . Их правовое положение будет определяться соответствующим законом. Компании, созданные на основании решения Правительства РФ, будут иметь устав , в котором будет указано, какую деятельность и в каком порядке имеет право осуществлять данная компания.

Высшим органом управления публично-правовой компании станет наблюдательный совет , который будет утверждаться Правительством РФ. Наблюдательный совет будет осуществлять общее управление компанией. Например, предлагается наделить его полномочиями по утверждению стратегии деятельности компании, годовых отчетов, порядка использования доходов компании и т.п. Текущую деятельность компании будет осуществлять ее генеральный директор и правление (если решением о создании компании предусмотрено наличие последнего).

В целом структура и правила деятельности публично-правовых компаний не будет существенно отличаться от действующих госкомпании и госкорпораций. Предусматривается отдельное перераспределение полномочий между компаниями и государством. Например, Проектом предусмотрено, что у публично-правовых компаний не будет права самостоятельно создавать и ликвидировать филиалы, а также открывать и закрывать представительства. Эти решения будет принимать Правительство РФ.

Предполагается, что публично-правовые компании будут планировать свою деятельность минимум на три года вперед , для чего будет утверждаться специальный документ - стратегия деятельности компании, который будет находиться в открытом доступе на сайте компании.

Правила инвестирования временно свободных средств для публично-правовых компаний предлагается сохранить в таком же виде, который в настоящее время предусмотрен для госкорпораций и госкомпаний. На данный момент Правительство РФ определяет перечень разрешенных объектов инвестирования, порядок совершения сделок, порядок контроля за инвестированием, правила опубликования отчетов об итогах инвестирования (п. 3.2. ст. 7.1 и п. 9 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Указанный выше Законопроект принят Гос. Думой в первом чтении.