Презентация "день космонавтики" презентация к уроку на тему. Внеклассное мероприятие с презентацией в начальной школе на день космонавтики Презентация на тему день космонавта

Презентация классного часа ко дню Космонавтики. Цель: формирование представления о космос е, ознакомить учащихся с наукой астрономией, с профессией космонавта. дать ученикам представление о том, что такое космический корабль, орбитальная станция, Вселенная, галактика, невесомость, открытый космос , спускаемый аппарат; расширить их представления о звездах, планетах; познакомить детей с биографией первого космонавта – Ю.Гагарин а; историей освоения космос а; воспитывать стремление всегда достигать поставленной цели, быть самостоятельными, развивать приемы анализа, синтеза, сравнения, зрительную память, воображение; учить детей вдумчиво и внимательно слушать.



Еще с давних времен люди стали думать над вопросами: «Что такое космос ? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?» И тогда ученые и конструкторы создали первый космический корабль «Восток». Космический корабль – это сложная техническая система. И прежде чем посадить в него человека технику надо проверить.


Прежде чем человек полетел в космос , там побывали животные . Первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди ещё очень мало знали о космос е, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.


Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. В космос е они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.


При запуске и спуске ракеты космонавты ложатся в специальное «Ложе».


Что едят космонавты? Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.



Всего за 51 год со дня первого полета человека в космос , в космос е побывало 100 космонавтов, среди которых 3 женщины.

День космонавтики в начальной школе. Сценарий

Конспект внеклассного мероприятия с интерактивной игрой «История развития космонавтики в России»

Мурзакаева Э.Р., педагог дополнительного образования МАОУ «Гимназия №1» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Назначение: Данная работа подготовлена для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в начальной школе. Материал предназначен для детей младшего школьного возраста. Методическая разработка призвана формировать устойчивый интерес к изучению космонавтики, к получению новых знаний и закреплению ранее полученных. Предлагаемый материал могут использовать в своей работе учителя начальных классов, руководители отрядов ЮИД, старшие вожатые.
Цель: познакомить детей с историей развития космонавтики.
Задачи:
- ознакомить детей с историей развития космонавтики в России;
- развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, артистизм;
- воспитывать патриотические чувства.
Учитель: Здравствуйте дорогие друзья, сегодня в гости к нам пришли фиксики, давайте их поприветствуем (заранее выбираются дети, которые будут помогать вести мероприятия и озвучивать фиксиков, можно подобрать соответствующие костюмы)
Симка: Привет, я Симка!
Нолик: Привет, я Нолик!

Симка: Мы пришли сегодня к вам в гости, что бы вместе с вами узнать много интересных вещей.
Нолик: Ребята, посмотрите на картинки как вы думаете что сегодня мы будем обсуждать?


Дети:
Симка: Вы абсолютно правы, и сегодня темой нашего обсуждения станет история развития космонавтики.


Нолик: Я знаю, что космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Как вы думаете с чего же началась эта самая история советской космонавтики и что же такое космонавтика?


Дети: высказывают свои варианты ответов.
Симка: А давайте узнаем у Дедуса!
Дедус: Вы выдвинули очень интересные идеи. Космона́втика (от греч. Вселенная и искусство мореплавания, кораблевождение) - теория и практика навигации за пределами атмосферы Земли для исследования космического пространства при помощи автоматических и пилотируемых космических аппаратов. Другими словами, это наука и технология космических полётов. А началом космонавтики считают ракетостроение. Как вы думаете что такое ракетостроение?


Дети: высказывают свои варианты ответов.
Дедус: Основу ракетостроения в своих трудах в начале XX века Константин Циолковский. Российский ученый Константин Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов. Ракету для межпланетных сообщений он спроецировал в 1901 году.


Нолик: А как вы думаете с помощью чего люди начали осваивать космос?
Дети: высказывают свои варианты ответов.
Дедус: 4 октября 1957 года человечество вступило в эру освоения космического пространства. В этот день на околоземную орбиту был выведен первый в мире советский искусственный спутник Земли. Как вы думаете что такое спутник и для чего он используется?


Дети: высказывают свои варианты ответов.
Дедус: Искусственный спутник Земли (ИСЗ) - космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли. Искусственные спутники Земли широко используются для научных исследований и прикладных задач (военные спутники, исследовательские, метеорологические, навигационные спутники, спутники связи, биоспутник и т.д.), а также в образовании и хобби - радиолюбительские спутники. В начале космической эры спутники запускались государством, однако затем широкое распространение получили спутники частных компаний. Так же в последнее время стало возможным запуск спутников частными лицами.


Симка: Ух ты, как интересно. А что же еще придумали советские ученые?
Дедус: А может кто-нибудь скажет что такое Луна, которую мы наблюдаем каждую ночь на небе?


Дети: высказывают свои варианты ответов.
Дедус: Луна – это естественный спутник Земли. Особенность Луны в том, что с Земли мы всегда видим одну ее сторону. Потому что они с Землей вращается с одинаковой скоростью. Нашим советским ученым впервые удалось заснять другую сторону Луны. Первая серия лунных станций была запущенной в СССР в 1959 году. Оказавшись по расчетной траектории позади Луны, станция сфотографировала ее поверхность. «Луна-3» оказалась первым аппаратом, который стал искусственным спутником и для Земли, и для Луны.


Дедус: Первое изображение лунной поверхности вблизи предстало взору землян в 1966 году, когда советская станция «Луна-9», совершив первую в мире мягкую посадку на Луну, передала телевизионную панораму местности.


Дедус: А теперь скажите мне дети кто из живых существ впервые оказался в космосе?
Дети: высказывают свои варианты ответов.
Нолик: А я согласен с ребятами, я тоже знаю что первыми в космосе побывали Белка и Стрелка.
Дедус: Бе́лка и Стре́лка - советские собаки-космонавты, первые животные, совершившие орбитальный космический полет и вернувшиеся на Землю невредимыми. Полет проходил на корабле «Спутник-5». Старт состоялся 19 августа 1960 года. До них пытались запустить и других собак в космос. Белка и Стрелка являлись дублёрами собак Чайки и Лисички, которые погибли в катастрофе такого же корабля при неудачном старте 28 июля 1960 года. Так что Белка и Стрелка – первые кому удалось вернутся на Землю живыми и невредимыми. Данные о полете Белки и Стрелки помогли решиться отправить в космос человека.


Симка и Нолик: Дедус, а расскажи нам о советских космонавтах!
Дедус: Ребята, пусть вам об этом расскажет Мася.
Мася: Всем привет! Я Мася!
Симка: Мася, расскажи нам о космонавтах!


Мася: Хорошо! Кто из вас знает, кто стал первым человеком, полетевшим в космос?
Дети: Юрий Гагарин
Симка и Нолик: Верно! Юрий Гагарин!
Мася: Первым человеком в космосе стал Юрий Гагарин. Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961. Эта дата стала официальным Днем космонавтики. Есть так же и другие заслуги отечественных космонавтов, которые стали героями для всего мира. Знаете ли вы кого-нибудь из них?


Дети: высказывают свои варианты ответов.
Мася: Давайте узнаем о наших космонавтах подробнее. Первый выход в открытый космос был совершён 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход – 2» Алексеем Леоновым.


Мася: Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова. Свой космический полёт она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6», он продолжался почти трое суток.


Мася: Светлана Савицкая в 1984 году совершает полет в открытый космос во второй раз. В этом полете, она, первая из женщин, совершает выход в открытый космос, продолжительностью 3 часа 35 минут.


Мася: Елена Кондакова первый свой полет произвела в октябре 1994 г. на космическом корабле «Союз ТМ-20». Она вернулась на Землю в марте 1995 г., таким образом, полет продлился 169 дней. Это был рекорд, поскольку до Елены ни одна женщина космонавт не находилась в космосе столько времени.


Мася: Так же много и других космонавтов, заслуживающих уважение. Все они внесли свой вклад в изучении космоса.
Нолик: Это самые известные советские космонавты, но есть же и другие!
Мася: верно, вы можете посмотреть и на других космонавтов, которые тоже вложили свой труд в изучение космоса и тоже заслуживают наше уважение! И это только малая часть наших космонавтов!



Мася: СССР также принимала активное участие в изучение планет солнечной системы. На этом исследование космоса не закончено, и уже в России продолжают заниматься освоением нашей неизведанной вселенной, а также производством новых технологий!


Нолик: А какие новые технологии есть в России для освоения космоса?
Симка: В этом нам точно поможет Папус!
Папус: Привет, ребята! Я Папус.


Нолик: Папус, расскажи нам о новых космических технологиях, пожалуйста!
Папус: Есть следующие самые известные российские технологии. Российская ракета-носитель «Рокот» вывела на орбиту три военно-космических аппарата.


Папус: Двигатель НК-33А. Их производство запускают в Самаре. Он соответствует всем современным требованиям и задачам освоения космоса.


Папус: Лыткаринское оптическое стекло. Лыткаринский завод известен, прежде всего, своей крупногабаритной оптикой. Главное зеркало имеет диаметр 3,7 метров, его обработка длилась 3 года.


Папус: Самое большое зеркало в Евразии установлено в российском телескопе БТА. Его диаметр – 6 метров.


Папус: Спутниковая система ГЛОНАСС.
Российский ГЛОНАСС – одна из двух функционирующих сегодня глобальных систем спутниковой навигации.


Папус: А теперь проверим, внимательно ли вы слушали нас.
Симка: Давайте поиграем в игру «Космознайка» (Игру можно проводить как с интерактивной доской, так и с обычным экраном)


Симка: Какие фотографии космонавтов соответствуют именам?
Дети: 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-Д(Дети вслух соотносят буквы фотографий с номерами правильных ответов)


Мася: Соотнеси достижения космонавтов с их фотографиями

МБОУ Шаталовская СШ

Человек. Вселенная. Космос.

Кирпиченкова О.А.




Константин Эдуардович Циолковский

(1857 - 1935)

Учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.


Ровно за сто лет до того, как над Землей появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса. Мысленным взором он смотрел сквозь целое столетие и видел многоступенчатые ракеты, автоматическое управление космическими кораблями, Солнечную систему, ориентации межпланетного корабля в космическом пространстве.

Циолковский высказал предположения о мыслящих существах в иных мирах, выдвинул много интересных идей. Работами скромного учителя из Калуги интересовались ученые всего мира, а его ученики и последователи создали первые в мире космические корабли.

Памятник К. Э. Циолковскому

в Боровске (Калужская область)


Еще с давних времен люди стали думать над вопросами: «Что такое космос? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?»

И тогда ученые и конструкторы создали первый космический корабль «Восток».

Космический корабль – это сложная техническая система. И прежде чем посадить в него человека технику надо проверить.


Сергей Павлович Королев

(1906 -1966)

Российский учёный и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.


Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные.

Первой в космос отправилась собака Лайка.

В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.


Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка.

В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.


Среди подопытных животных встречаются свои герои.

В августе 1960 года на втором советском космическом корабле-спутнике отправились в полет собаки-пассажиры Белка и Стрелка, которые предварительно прошли продолжительные тренировки.

Собаки приучались к жизни в небольшом контейнере с ограниченными движениями. Они носили на себе фиксирующую одежду, контрольные медицинские датчики, и свой собственный портативный туалет. Их приучали питаться по командам специально приготовленными смесями.

После 18 витков на орбите вокруг планеты корабль был переведен на траекторию спуска на поверхность Земли, а его пассажиры с высоты 7-8 тысяч километров благополучно катапультированы. Обе собаки чувствовали себя прекрасно и в последующем продолжали верно трудиться на благо космической медицины.

Памятник собаке Лайке,

совершившей полет в космос

на спутнике


После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.


Запуск первого в мире искусственного спутника Земли ознаменовал начало космической эры,

с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль "Восток" с человеком на борту.


«России звездный сын»

Родился в семье колхозника в г. Гжатске Смоленской области. В 1951 с отличием окончил ремесленное училище в подмосковном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик). В 1955 г. - индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 г. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота.

Юрий Гагарин

(1934-1968)

С 1960 г. в отряде космонавтов; с 1961 г. его командир. В 1968 г. с отличием окончил военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского.

Он был открытым, обаятельным человеком.

Его улыбка была символом СССР.


Московское время 9 часов 05 минут

… Пламень был и гром,

Замер космодром,

И сказал негромко он:

Он сказал: «Поехали!»

Он взмахнул рукой.

Словно вдоль по Питерской,

Пронёсся над Землёй…


Здравствуй, Земля!

За 108 минут корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту со скоростью около 28000 км в час совершил по орбите полный оборот вокруг земного шара и благополучно опустился на Землю


Как готовятся космонавты к полетам?

Для тренировок космонавтов используют тренажер – центрифугу.






Одежда космонавта -

скафандр.

Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос.



  • Биологические(выращивают растения, проводят различные опыты).
  • Медицинские наблюдения(влияние космоса на организм);
  • Технические наблюдения(обеспечивают космическую и радиотелевизионную связь, изучает поверхность земли, сообщают о местах где обнаружены полезные ископаемые).





Презентация к классному часу посвященному Автор: Ченишхова Шиготых Меджидовна, учитель математики МБОУ СОШ № 3 а. Егерухай Кошехабльского района

О КОСМОСЕ

Презентация классного часа ко дню Космонавтики. Цель: формирование представления о космосе, ознакомить учащихся с наукой астрономией, с профессией космонавта. дать ученикам представление о том, что такое космический корабль, орбитальная станция, Вселенная, галактика, невесомость, открытый космос, спускаемый аппарат; расширить их представления о звездах, планетах; познакомить детей с биографией первого космонавта – Ю.Гагарина; историей освоения космоса; воспитывать стремление всегда достигать поставленной цели, быть самостоятельными, развивать приемы анализа, синтеза, сравнения, зрительную память, воображение; учить детей вдумчиво и внимательно слушать.

Еще с давних времен люди стали думать над вопросами: «Что такое космос? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?» И тогда ученые и конструкторы создали первый космический корабль «Восток». Космический корабль – это сложная техническая система. И прежде чем посадить в него человека технику надо проверить.

Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.

Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.

Кроме России космосом интересовались так же и американцы. Они так же использовали животных для испытания новой ракетной техники. Первой в Америке, на ракете «Рэд-Стоун», в космос полетела обезьянка.

После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек. 12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Восток«. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.

Корабль пилотировал советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.

Первый космонавт Юрий Гагарин На космическом корабле Восток-1 старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин один раз облетел вокруг Земли

Юрий Алексеевич Гагарин – первый в мире космонавт. Родился в простой рабоче-крестьянской семье 9 марта 1934 года в г.Гжатске на Смоленщине. Семья была многодетная – четверо детей. Юра был третьим ребёнком. Семья Гагариных проживала в деревне Клушино. Родители работали в колхозе, дети рано приучались к работе по дому: уход за домашними животными, помощь родителям в поле. В те времена дети из крестьянский семей очень хотели учиться, Юра ещё не будучи школьником ходил со старшей сестрой в класс, участвовал в школьных вечерах- читал стихи.

В первый класс Юра пошёл 1 сентября 1941 года, но в школе с 1 октября прекратились занятия, так как фронт приближался. Семья Гагариных не успела эвакуироваться и осталась «под немцем» на целых полтора года. В их доме поселились фашисты, а семья вынуждена была жить в землянке, которую вырыл наспех отец Юры. Старших детей – Валентина и Зою угнали в Германию. Весной 1943 года деревню освободили наши войска. 9 марта 1943 года возобновились занятия в школе. Поскольку школу немцы сожгли, уроки проводились у учительницы дома.

Старшим детям удалось бежать из плена, причём Валентин попал в действующую армию, воевал танкистом, а Зоя служила санитаркой при госпитале, вернулась домой только в 1946 году. В 1946 году семья Гагариных переехала в г.Гжатск. Юра после 6 класса поступил в ремесленное училище в г.Люберцы – рядом с Москвой. Училище и седьмой класс вечерней школы Юра закончил с отличием. Затем был зачислен в Саратовский индустриальный техникум. В техникум Юрий серьёзно занялся спортом, увлекался театром и литературой и физикой,занимался в аэроклубе.

После техникума Юрий Алексеевич поступил в Чкаловское авиационное училище. После училища работал в Заполярье. Работа у лётчика-полярника тяжёлая, но Юрию помогла его физическая закалка. Своим родственникам и близким Юрий Алексеевич ничего не говорил о полёте в космос. О том, что человек полетел в космос, семья Гагарина узнала из новостей 12 апреля 1961 года. Корабль «Восток-1» 12 апреля 1961 с человеком на борту сделал один полный оборот вокруг Земли за 108 минут, этим человеком стал Юрий Алексеевич Гагарин.

Спускаемый аппарат. В котором приземлился Юрий Гагарин. Юрий Алексеевич после приземления.

Как готовятся космонавты к полетам? Для тренировок космонавтов используют тренажер – центрифугу. В этой огромной, 18-метровой кегле создаются перегрузки, которые космонавт испытывает во время полета. Сама она вращается по кругу, голова ее тоже вращается, внутри головы вращается кабина, а внутри кабины вращается кресло с космонавтом.

Когда проводятся тренировки под водой, станцию вместе с платформой, подготавливаемыми космонавтами и водолазами опускают под воду, в гидробассейн.

Так работают в гидробассейне.

Уже более 30 лет все космонавты готовясь к полету, к невесомости, тренируются в, так называемой, "летающей лаборатории". Это основной тренажер для отработки навыков работы в отсутствии притяжения к Земле.

Как живут космонавты в ракете? В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более там нет еды. Всё это загружается в космический корабль на земле и затем расходуется в полёте. В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет питает космический корабль через солнечные батареи.

На корабле, все предметы, в том числе животные, находятся в состоянии невесомости. На земле все предметы обладают весом, они притягиваются к земной поверхности. В космосе этого нет. Внутри космического корабля все предметы закреплены на специальных держателях. Иначе бы они все летали.

Одежда космонавта - скафандр. Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос.

При запуске и спуске ракеты космонавты ложатся в специальное «Ложе».

Что едят космонавты? Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.

Исследования в космосе Биологические(выращивают растения, проводят различные опыты). Медицинские наблюдения(влияние космоса на организм); Технические наблюдения(обеспечивают космическую и радиотелевизионную связь, изучает поверхность земли, сообщают о местах где обнаружены полезные ископаемые).

Космонавты сообщают о стихийных бедствиях: о пожарах в лесах

О местах в горах, где могут произойти снежные обвалы.

О штормах на морях

Уточняют прогноз погоды

Всего за 51 год со дня первого полета человека в космос, в космосе побывало 100 космонавтов, среди которых 3 женщины.

МБОУ СОШ №10

Путешествие в космос

Классный час, посвящённый Дню космонавтики

2 класс

Подготовила и провела учитель начальных классов

Киреева Галина Вениаминовна

Мордовия

Рузаевка

2016 год

Классный час «Путешествие в космос»

Цели: 1.Дать ученикам представление о том, что такое космос.

2.Познакомить с биографией некоторых космонавтов.

3.Развивать интерес учащихся к окружающему их миру.

4.Воспитывать любовь, уважение и гордость к своей Родине.

Задачи: изучить историю космонавтики (историю освоения космоса человеком), развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, карта путешествия, рисунки учащихся.

Ребята, сегодня необычный день. Кто скажет, почему? (Сегодня День космонавтики). (Слайд 3)

На нашем классном часе мы превратимся в космонавтов и отправимся в полёт к Марсу. Перед вами карта путешествия.(Показ на доске карты путешествия).

Далёкие звёзды над нами горят,

Зовут они в гости наших ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас –

И вот мы к полёту готовы сейчас.

Скомандует диктор: «Внимание! Взлёт!»

И наша ракета помчится вперёд.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

Хотим мы с тобой подружиться, Луна,

Чтоб ты не скучала всё время одна!

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,

Сумеем в пути и к тебе заглянуть!

Ждёт нас быстрая ракета

Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс –

Звёзды, в гости ждите нас!

Действительно, чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Знаете, товарищи космонавты, воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка.

Придумал Незнайка корабль межпланетный

Чертил чертежи в обстановке секретной;

Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,

Чертил на отдельных листах все детали.

А ты рассмотри все его чертежи

И полный чертёж из деталей сложи.

Всё надо заметить, всё надо учесть,

Быть может, ненужные, лишние есть?

(Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали. По очереди дети составляют ракету.) (Слайд 4)

Вот теперь можно лететь!

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись.

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

Космонавты! Занять кресла! Три, два, один – летим!

Мы совершаем витки вокруг Земли. Какие небесные тела мы можем встретить? Какие небесные тела есть в космосе? (Ответы детей) (Слайд 5)

И вот первое небесное тело, с которым мы встречаемся – Луна. (Слайд 6)

Что такое Луна?

Луна – спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться, и как бы привязана к Земле. В 1969г. На Луне побывали американские астронавты Н.Армстронг, Э.Олдрин, Коллинз.

С чего же всё началось? (Слайд 7)

Расскажите, что вы знаете о первом спутнике Земли? (Ответы детей).

Самыми первыми космонавтами были животные. (Слайд 8).

А кто из людей первым побывал в космосе? (Ю.А.Гагарин) (Слайд 9).

12 апреля 1961 г. На корабле «Восток» впервые в космос отправился наш российский космонавт Ю.А.Гагарин. Совершив на корабле полный оборот вокруг планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю.

(Слайд 10). Космическая эра началась. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя. Он окончил Военно-воздушную Академию имени Н.Е.Жуковского. К, несчастью, трагическая гибель во время полёта на тренировочном реактивном самолёте оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда – и на Земле, и в космосе.

Посмотрите на Землю. (Вид Земли из космоса слайд 11).

Основоположником космонавтики считается К.Э.Циолковский, который с самого детства мечтал о звёздах. Он создал первые летательные аппараты.

(Слайд 12).

Ученик Циолковского и близкий друг Гагарина С.П.Королёв – первый инженер-конструктор, который развил идеи своего учителя и создал космический корабль, на котором Юрий Алексеевич побывал в космосе. (Слайд 13,14).

Космонавт №2 – Герман Степанович Титов. При подготовке к выполнению первого в мире полёта человека в космическое пространство был дублёром Ю.А.Гагарина, т.е. контролировал его в центре управления полётом. (Слайд 15).

Космический полёт Г.С.Титов совершил 6-7 августа 1961г. На корабле «Восток-2». Это был первый в мире многовитковый полёт. За 25ч.11мин. корабль совершил свыше 17 витков вокруг Земли.

Следующий полёт в космос совершил Андриян Григорьевич Николаев на корабле «Восток-3». (Слайд 16). Это был первый в истории освоения космоса групповой многосуточный полёт. Он проходил одновременно с полётом корабля «Восток-4», пилотируемого Павлом Романовичем Поповичем 11-15 августа 1962 года.

А это А.А. Леонов. (Слайд 17). Что вы о нём знаете?

Алексей Архипович Леонов 18 марта 1965 года впервые вышел из кабины космического корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля.

Но не только мужчины летали в космос. В 1963г. На космическом корабле «Восток-6» совершила полёт Валентина Владимировна Терешкова – первая в мире женщина-космонавт. (Слайд 18).

А Светлана Евгеньевна Савицкая первый раз поднялась в космос в 1982г. В качестве космонавта-исследователя. (Слайд 19).

Но, к сожалению, не все полёты в космос заканчивались удачно. В 1967г. 24 апреля на космическом корабле «Союз-1» выполнял эксперименты Комаров Владимир Михайлович. (Слайд 20). При возвращении на Землю из-за неисправной парашютной системы корабль снижался с большой скоростью, что привело к гибели космонавта.

С 6 по 30 июня 1971 года совместно с Добровольским Г.Т. и Пацаевым В.И. Владислав Николаевич Волков совершили долговременный полёт на орбитальной станции «Салют». (Слайд 21). При спуске с орбиты вследствие разгерметизации спускаемого аппарата экипаж погиб.

Многие космонавты не раз побывали в космосе. Это Джанибеков Владимир Александрович, Гречко Георгий Михайлович, Быковский Валерий Фёдорович, Стрекалов Геннадий Михайлович. (Слайд 22).

Сейчас в отряде космонавтов насчитывается более 200 членов.

Как звезды, светят имена

Героев, чьи пути прекрасны.

Глухой Вселенной времена

Над дерзким мужеством не властны.

Мордовия гордится своими сыновьями. И среди тех, кто приумножил славу своей республики, летчик-космонавт Владимир Николаевич Дежуров. (Слайд 23).

Для Мордовии он стал своим Гагариным, а для России – одним из перспективных астронавтов.

Родился будущий космонавт 30 июля 1962 года в мордовском поселке Явасе Зубово-Полянского района в семье военнослужащих. Тогда человечество уже отпраздновало годовщину первого полета человека в космос. Не одно десятилетие прошло с того далекого апрельского дня, когда Юрий Гагарин, махнув рукой, произнес: «Поехали». Интерес к космосу с тех пор не ослабевает. Уже пришло на смену предшественников новое поколение покорителей космических далей. И среди них – Владимир Дежуров, парень из Мордовии. Он с детства мечтал о полете в космос и мысленно всегда бороздил просторы Вселенной.

В 1979 году Владимир окончил Явасскую среднюю школу. Любовь к точным наукам привела его в Харьковское высшее военное училище летчиков. И вот он курсант. Нелегкие дни и годы учебы, долгожданная практика, вылившаяся, наконец, в самостоятельные полеты, когда небо открылось перед ним во всей своей бескрайней красоте. После окончания училища (1983 г.) – служба в различных частях ВВС Одесского военного округа. Летал на всех типах микояновских истребителей, от «Миг-21» до «Миг-31».

В 1986 году старшего лейтенанта В. Дежурова направляют в центр подготовки космонавтов. Начались тренировки. После отборочных испытаний его приняли в отряд космонавтов. В 1994 году окончил (заочно) Военно-воздушную Академию имени Ю. А. Гагарина. И все эти годы рядом с Владимиром были жена Елена, с которой он познакомился, будучи курсантом, и две дочери – Анна и Светлана.

К полету в космос шел уверенно. И не случайно на первой странице семейного фотоальбома рукой будущего космонавта выведено такое четверостишие:

У каждого есть в жизни полоса.

Приходит час, назначенный для взлета,

Взгляни на мир с вниманием пилота

И отпускай смелее тормоза.

И вот долгожданное событие. 14 марта 1995 года с космодрома Байконур стартовала первая российско-американская экспедиция по совместной программе «Мир – Шаттл» к орбитальной станции «Мир». В составе экипажа – командир корабля Владимир Дежуров, бортинженер Геннадий Стрекалов и американский астронавт Норманн Тагард. Экипаж корабля 79 суток работал на станции «Мир». Во время полета Дежуров выполнил три выхода в открытый космос, дважды проводил работы в разгерметизированном переходном отсеке базового блока ОК «Мир». Особенностью этого полета станет нетрадиционное возвращение на Землю. Космонавты приземлятся не на корабле «Союз ТМ», а на американском «Атлантисе».

По возвращению на землю В. Дежурову присвоено звание Героя Российской Федерации.

Затем снова тренировки, работа по изучению новой станции «Альфа». 10 августа 2001 года с космодрома на мысе Канаверал (США) стартовала экспедиция «Дискавери». Космический челнок доставил на МКС третью долговременную экспедицию. В ее составе российские космонавты В. Дежуров и М. Тюрин, а также американский астронавт Фрэнк Колбертсон.

Владимир Дежуров совершил девять выходов в открытый космос, что говорит о его высоком профессионализме.

В 1997 году за выдающиеся заслуги перед республикой и Отечеством В. Н. Дежурову присвоено звание «Почетный гражданин Республики Мордовия».

Мы живем в космическом веке. И наш земляк сумел оставить в истории космонавтики яркий след.

Мы продолжаем свой полет, и подлетаем к спутнику Марса – Деймосу. (Слайд24).

Ой, сколько здесь невиданных животных! (Дети рассказывают о животных, которых они нарисовали).

(Прибыв на Деймос, космонавты попадают в космический зоопарк. Выставка животных. Ребята рассказывают, как оно питается, как называется и где обитает).

Теперь наш путь лежит к Фобосу. Это спутник Марса чуть больше Деймоса и имеет такую же неправильную овальную форму. Оба спутника открыты в 1877г. Американским астронавтом Асафом Холлом. Если перевести с греческого языка название спутников Марса, то получатся слова ужас и страх.

А мы пробуем совершить посадку на Марс.

Марс – планета Солнечной системы, четвёртая по счёту от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Вокруг своей оси она обращается за одни сутки, как и Земля.

Здесь марсиане подготовили нам космическую викторину. Только если мы ответим на все вопросы, сможем вернуться обратно на Землю.

Викторина.

    Солнечная система состоит из Солнца и… (Слайд 25).

    Луна является… (Слайд 26).

    Гагарин полетел в космос… (Слайд 27).

    Кто из космонавтов впервые вышел в открытый космос? (Слайд 28).

    Как называется городок, в котором живут космонавты до полёта?

(Слайд 29).

Мы возвращаемся на Землю.

Возвращаться нам пора,

По местам, мои друзья!

Из полёта возвратились,

Мы на Землю приземлились.

К Марсу путь был очень длинным.

Стоп! Выходим из кабины!

Путь неровный – рвы, канавы,

Их преодолеть нам надо.

С чем познакомились во время полёта?

Каких космонавтов вы теперь знаете? Ещё раз поздравляю вас всех с Днём космонавтики! (Слайд 30).

Список используемой литературы.

1. Большая энциклопедия школьника/Пер. с франц. Е. Батыревой, Т. Земцевой.- М.: ООО "Издательство Арстель, 2003.

2. Он слышал зов Вселенной// Детская энциклопедия АиФ. - 2005. - № 6. - с. 42-47.

3. Титов, Г. На звездных и земных орбитах. - М.: Детская литература, 1987.

4. Шаталов, В. Космос: рабочая площадка/ В. Шаталов, М. Ребров.- М.: Детская литература, 1978.