Конкурентная фирма в долгосрочном равновесии получает прибыль. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде фирмы, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, стремятся оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.

В долгосрочном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственные мощности, и также число фирм в отрасли может либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль.

Рассмотрим вначале, что происходит с издержками фирмы в долгосрочном периоде. По мере увеличения рассматриваемого периода времени для отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками. Для увеличения получаемой прибыли фирма стремится к снижению средних издержек, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объёмов производства.

Рассмотрим теперь, как изменяется равновесие фирмы в долгосрочном периоде при изменении числа фирм в конкурентной отрасли. В условиях совершенной конкуренции фирмы могут свободно вступать в отрасль или покидать её.

Если изначально в краткосрочном периоде цена превышала средние общие издержки фирмы, то возможности получения экономических прибылей будут привлекать новые фирмы в отрасль. Но это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена не снизится и не сравняется со средними общими издержками.

Напротив, если цена товара первоначально меньше средних общих издержек, неизбежность убытков обусловит отток фирм из отрасли. Общий объём предложения продукции на рынке будет сокращаться, снова повышая цену до равенства со средними общими издержками.

Вывод: в долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию

сравняться с минимумом средних общих издержек фирмы и производство придётся на ту же точку.

Графически ситуация долгосрочного равновесия конкурентной фирмы выгля­дит следующим образом:

Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

В условиях совершенной конкуренции равновесие достигается, когда экономическая прибыль равна нулю. При такой ситуации нет стимулов для расширения или сокращения объёма производства, а также у новых фирм нет мотивов для вступления в отрасль, а у старых- для выхода из неё.

В положении равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде MR(P)=LACmin=MC.

Это равенство говорит нам, что конкурентная фирма может получить экономические прибыли или убытки в краткосрочном периоде, производя в соответствии с правилом MR(P)=MC в долгосрочном периоде.

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса.

Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены бьши бы покинуть данную отрасль. Если средние издержки были бы ниже кривой спроса и соответственно цены (АС Р), то это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса и образовался бы некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков. Рассмотрим данный механизм установления цены подробнее, графически разобрав последствия изменения отраслевого спроса на равновесие фирмы и отрасли.

Из рис. 11.12 можно вывести следующее.

Особенностью долгосрочного периода является то, что фирма может изменить все факторы производства и даже уйти из отрасли, а другие фирмы могут войти в нее.

В случае смещения рыночного спроса на продукцию отрасли с D x до D 2 равновесная цена вырастет до уровня Р 2 (рис. 11.12).

Рис. 11.12.

Руководствуясь принципом максимизации прибыли, фирмы увеличат предложение до q 2 , что будет означать увеличение отраслевого предложения до Q r

Равновесная цена Р 2 окажется больше LRAC, следовательно, фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль. Это привлечет в отрасль новые фирмы, что приведет к росту отраслевого предложения и сдвигу кривой предложения вправо вниз (кривая S 2).

Если в результате увеличения отраслевого предложения равновесная цена Р 3 окажется меньше LRAC, то фирмы отрасли будут нести экономические убытки. В результате некоторые фирмы уйдут из отрасли, что приведет к уменьшению отраслевого предложения и сдвигу кривой предложения влево вверх.

Связанные с изменениями цены изменения предложения приведут к возврату равновесной цены к первоначальному уровню цены и установлению нового долгосрочного рыночного равновесия при объеме производства Q 4 .

Все фирмы отрасли будут производить продукцию с LRAC m}