Смотреть страницы где упоминается термин трудовое движение. Классификация и характеристика трудовых движений, действий, приемов Когда трудовые движения рациональны

Трудовой процесс - это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.

В технологическом отношении трудовой процесс делится на: операции, установки, позиции, переходы, проходы.

В трудовом отношении трудовой процесс делится на: движения, действия, приёмы.

Трудовое движение - наиболее дифференцированный элемент расчленения трудовой операции. Оно представляет собой однократное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя и т.п. Процесс выполнения всех этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность. Например, "протянуть руку к инструменту", "взять (захватить) инструмент" и т.д.

Трудовое действие - это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, "включить продольную подачу суппорта", "взять инструмент", "положить деталь".

Трудовой приём - это законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определённым законченным целевым назначением, и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий. Например, прием "установить деталь в патроне токарного станка" имеет определённое и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить её в патрон.

Трудовая операция - это законченная часть технологического процесса по обработке одного или одновременно нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или группой рабочих либо без их участия. Операция является основным объектом планирования, учёта, контроля производственного процесса, а также нормирования труда.

Источники:

  1. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов/ под ред. Ю.Г. Одегова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2005. - 464 с.
  2. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие/ А.С. Головачев и [др.] ; под общ. ред. А.С. Головачева. - 3-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2007. - 603 с.

Особенности современного труда:

  • Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что пробудет в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам ϲʙᴏей деятельности;
  • Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
  • Возрастающий аспект социального процесса. Сегодня факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Кстати, эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Производственная операция - это часть производственного процесса, осуществляемая одним рабочим (или группой) на одном рабочем месте и охватывающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.

Операция характеризуется постоянством предмета труда, рабочего места исполнителей. При изменении двух последних условий работа над одним предметом труда делится на отдельные операции. Например, изготовление детали станочником на одном станке является операцией, состоящей из ряда моментов (переходов): черновая, чистовая обточка, нарезка резьбы и т.д. Если эти элементы по изготовлению детали будут выполняться на разных станках, управляемых разными рабочими, то выполнение каждого из элементов станет самостоятельной операцией.

В свою очередь, производственную операцию можно рассмотреть с технологической стороны, тогда технологическая операция - это процесс воздействия рабочего органа машины, инструмента на предмет труда, в результате которого происходит достижение определенной цели его технологической обработки или изменение состояния.

В составе производственной операции можно выделить вспомогательные операции, при которой не меняется форма и физическое состояние предмета, а осуществляется необходимая подготовка к процессу технологи­ческого воздействия на него или размещение предмета труда.

При рационализации работы вспомогательные операции устраняются, тогда как технологические операции, отдельные их элементов объединяются за счет применения более совершенных технических средств работы.

Как правило, операция - объект технического нормирования. Однако в тех случаях, когда расчленить производственный процесс на регулярно по­вторяющиеся операции невозможно, объектом нормирования может быть комплекс операций или группы однородных работ (обслуживание произ­водства).

Производственные операции могут быть объединены в единый ком­плекс. Комплекс операций - это группа операций по изготовлению одного изделия на одном производственном участке при неизменном составе ис­полнителей. Например, ремонт уникального станка комплексной бригадой.

Производственная операция, в свою очередь, подразделяется:

в технологическом отношении - на переходы (технологический, вспомогательный), установки, проходы (рабочий и вспомогательный), по­зицию;

в трудовом отношении - на трудовые приемы, трудовые действия и трудовые движения.

Состав производственной операции в технологическом и трудовом от­I!ошениях на примере станочных работ приведен на рис. 4.

Механическая обработка и сейчас занимает доминирующее положение в общей трудоемкости производства машин (30-40%). Технологический процесс механической обработки деталей - это последовательное превращение; заготовки в готовую деталь путем механической обработки поверхности рабочей заготовки. Все действия, из которых состоят операции, делят на основные (резание) и вспомогательные необходимые для подготовки и завершения основных. Среди вспомогательных действий особое место занимают установка и закрепление обрабатываемой детали, так как они необходимы почти в каждой станочной операции. Установка создает нужную определенность положения детали в рабочей зоне станка. Закреплением фиксируется положение детали, достигнутое установкой.

Установка - часть операции, выполняемая при одном положении (креплении) детали. Установка может состоять из одного или нескольких переходов.

Каждое положение детали на станке при одном ее закреплении называют позицией детали.

Технологический переход - это технологически однородная часть опера­ции, в результате которой происходит только одно технологическое изме­нение предмета труда, выполненное при одном режиме работы оборудова­ния (температура, давление, режим) и неизменном инструменте.

При механической обработке под одним технологическим изменением (переходом) понимается обработка одной поверхности, например, черновая обточка заготовки, нарезка резьбы и Т.д. Характерная особенность перехо­да - возможность его выделения из общего процесса обработки и выпол­нения на другом станке как самостоятельной операции.

При ручных работах под переходом понимается часть операции по обра­ботке определенной поверхности одним инструментом или одно сочленение двух или нескольких сборочных единиц (деталей) при помощи одних и тех же инструментов, приспособлений.

При аппаратурных процессах переход - это часть операции, соответст­вующая периоду выдержки при определенном режиме (температура, давле­ние), периоду доведения режима до определенных параметров.

Например, операцию отжига металла можно разделить на следующие переходы: нагрев до определенной температуры, период выдержки при дан­ной температуре; период охлаждения заготовки в печи до температуры, предусмотренной технологией.

Вспомогательный переход - это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относи­тельно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки, но необходимого для выпол­нения рабочего хода.

При некоторых работах операции, кроме переходов, могут делиться на рабочий и вспомогательный ходы.

Рабочий ход - это законченная часть технологического перехода, со­стоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготов­ки, сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхно­сти, или свойств заготовки.

Вспомогательный ход - это законченная часть технологического пере­хода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности, или свойств заготовки, но необходимого для выполнения ра­бочего хода.

Позuция - это фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной "части оборудования для выполнения определенной части операции.

Расчленение на установки и проходы в настоящее время принимается в основном при механической обработке материалов (металла, дерева и др.).

Трудовое движение - это любое функциональное движение работника, выполняемое им в процессе трудовой деятельности(это однократное перемещение рабочего органа человека (руки, ноги, корпуса и т.д.)). Например, «протянуть руку к инстру­менту», «взять (захватить) инструмент».

Трудовое действие - это несколько взаимосвязанных трудовых движений, выполняемых с определенной целью (взять деталь, запустить станок, остановить машину и т.д.).(это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, «взять инструмент», «положить деталь».)

Трудовой прием - представляет собой технологически завершенную часть операции, состоящую из совокупности трудовых действий, имеющих определенное назначение. (законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определенным законченным целевым назначением, и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий). Например, прием«установить деталь в патрон токарного станка» имеет определенное и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить ее в патрон.

Трудовые приемы в зависимости от назначения подразделяются на:

    основные (технологические);

    вспомогательные.

Основные (технологические) приемы предназначены для непосредственного осуществления (реализации) цели данного технологического процесса по изменению физико-химических свойств, формы или положения предмета труда.

Целевое назначение вспомогательных приемов - обеспечение подготовки к выполнению основных приемов.

Приемы объединяются в комплексы приемов. Если приемы объединяются в их технологической последовательности, то создаются технологические комплексы приемов (например, приемы «установить деталь в патроне» и (зажать деталь в патрон» можно объединить в один технологический комплекс «установить деталь в патроне и зажать»).

Если приемы объединяются не по принципу последовательности их выполнения, а по признаку единства (общности) какого-либо фактора, влияющего на их продолжительность, то речь идет о расчетных комплексах. Так, длительность времени на установку и снятие детали одним и тем же спосо­бом определяется, в основном, такими общими факторами, как вес и размер детали. Поэтому можно все приемы по установке и снятию детали объеди­нить в один расчетный комплекс «установка и снятие детали».

Основные элементы трудового процесса - это трудовые приемы, охва­тывающие совокупность трудовых действий, состоящих из трудовых дви­жений. Самые универсальные элементы трудового процесса - трудовые движения. Универсальность трудовых движений и действий определяет их высокую повторяемость. Так, при укладке мармелада в лотки трудовое дей­ствие «взять мармелад» повторяется за смену 4550 раз. Трудовое действие «снять» при центровке детали на вертикально-сверлильном станке повторя­ется 1500 раз и Т.д.

Исследования, проведенные НИИ труда в различных отраслях промыш­ленности, показали, что при одинаковых условиях, составе и последова­тельности движений в трудовых действиях время на их выполнение практи­чески одинаково. Так, затраты времени на выполнение трудового движения «взять предмет» весом до 3 кг одной рукой по группам предприятий раз­личных отраслей промышленности составляли, (сек.):

в машиностроении - 0.56;

в текстильной - 0.5;

в швейной - 0.6;

В пищевой - 0.55.

Трудовые движения, действия и приемы, их состав и последовательность выполнения формируют, определяют метод труда, Т.е. способ выполнения трудового процесса. Отсюда вытекает важность анализа трудовых приемов, действий и, прежде всего, трудовых движений, как первичного, исходного и наиболее универсального элемента трудового процесса, с целью выявления лишних, менее эффективных движений", установления возможности их со­вмещения, изменения траектории и Т.п. и на основе их совершенствования рационализировать сам трудовой процесс в целом и метод его выполнения. Многочисленные системы рационализации труда и микроэлементного нор­мирования основаны на тщательном изучении и анализе трудовых движе­ний.

Для изучения и анализа трудовых движений необходимо знать основные их характеристики, параметры, которые зависят от вида движений. В этих целях производится классификация трудовых движений.

Трудовое движение

"...Трудовое движение - это "простейший и неделимый элемент трудового процесса - однократное перемещение рук, ног, головы, глаз и корпуса исполнителя в процессе труда (например, "протянуть руку", "повернуться", "нагнуться", "разжать пальцы" и т.д." <*>..."

Источник:


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Трудовое движение" в других словарях:

    Трудовое право - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Трудовое право самостоятельная отрасль права, представляюща … Википедия

    ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ - нац. освободит., антифашистское демократич. движение нар. масс во время второй мировой войны 1939 45 против герм., итал. и япон. оккупантов и сотрудничавших с ними местных реакц. элементов. Д. С. явилось одним из существ. факторов, обусловивших… … Советская историческая энциклопедия

    Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе в широком смысле целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного… …

    Рабочее движение - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Партизанское движение в 1918-22 - в период Гражданской войны в Советской России, вооружённая борьба трудящихся в тылу белогвардейцев и интервентов в защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. Антисоветский террористический режим, насаждавшийся… … Большая советская энциклопедия

    Забастовочное движение в России - Динамика численности работников, участвовавших в забастовках в России, в 1992 2008 годах, в тыс человек Одним из требований забастовочного движения в новейшей истории России является своевременная выплата заработной платы. Некоторые представители … Википедия

    Политические партии Литвы - На 23 сентября 2012 года в Литве Министерством юстиции зарегистрирована 41 политическая партия. Для регистрации партии согласно законодательству Литовской республики требуется набрать не менее одной тысячи учредителей, которые собравшись… … Википедия

    Список политических партий США - В США существует двухпартийная политическая система, при которой преобладающее значение в политической жизни страны имеют две основные политические партии, а остальным партиям и независимым кандидатам крайне сложно завоёвывать места в Конгрессе.… … Википедия

    МЕТОД ТРУДА - способ осуществления конкретного трудового процесса, характеризуется совокупностью приемов и определенной последовательностью их выполнения. М. т. зависит от вида и характера трудового процесса. Составляющими элементами трудового процесса… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА - сборники, содержащие разработанные нормативы и единые типовые нормы труда; регламентированные величины режимов работы оборудования, затрат труда и времени перерывов в работе, установленные на основе заранее проведенных исследований и… … Российская энциклопедия по охране труда

Правильное расположение и компоновка рабочего места , обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования , отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии , обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.  


На формирование рабочей позы в положении сидя влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершаются трудовые движения. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Оптимальная рабочая поза при работе сидя обеспечивается также конструкцией стула размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте. Основные требования к размерам и конструкции рабочего стула в зависимости от вида выполняемых работ приведены в ГОСТ 12.2.032-78 и ГОСТ 21889-76.  

Трудовое движение - это однократное перемещение рабочего органа (пальцев, руки, ноги, корпуса), осуществляемое работником в процессе работы.  

Трудовые движения, действия и приемы формируют метод труда . Метод труда - это система приемов, действий работающего в процессе выполнения работы (производственного задания).  

ТРУДОВОЕ ДВИЖЕНИЕ - однократное перемещение исполнителя или одного из его органов (пальцев, рук, ног, корпуса и т.д.). Напр., протянуть руку, захватить деталь, наклониться, сесть и т.п.  

ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС - совокупность трудовых действий и приемов, осуществляемых в определенной последовательности исполнителем при производстве материальных благ или выполнении иных функций в др. сферах деятельности человека. В целях проектирования рациональных методов труда и его нормирования Т.п. расчленяют на составные части (трудовые движения, действия и приемы).  

Разнообразие задач, решаемых при помощи передвижных агрегатов, предопределило высокую инженерную сложность их конструкций. Это в свою очередь значительно усложнило производственную функцию человека-оператора, конструкцию его профессии, рабочего места , актуализировало инженерно-психологические проблемы в структуре биологического комплекса по ремонту скважин, так как известно, что состав, структура и содержание всякой операторской деятельности определяются той частью технологического процесса , которая закреплена за их рабочим местом и комплексом инженерно-психологических факторов , зависящих от состава и разнообразия трудовых движений, расположения средств индикации, управления, рабочей позы, объема поступающей информации, видов работ.  

Динамическая структура трудовых движений, действий оператора, как правило, чрезвычайно сложна. Нормирование и оптимизация производственной среды только на основании данных статической антропометрии оказываются недостаточными, так как данные о размерах тела и его различных частей не содержат информации о взаимосвязи антропометрических характеристик, структуры и динамики движений, специфичных для каждого вида выполняемой работы, человеко-машинной системы.  

При разработке новых видов технологического оборудования конструктор должен обеспечить максимальную экономию трудовых движений, исключить длительную работу оператора за пределами оптимальной зоны, сохранить за ним право выбора удобной рабочей позы. Он должен знать, что положение сидя предпочтительнее при отсутствии производственной необходимости в частой смене рабочей позы, при выполнении размашистых движений, при величине усилий, не превышающих 5 кгс на обе руки . Человек вообще с меньшими затратами энергии более точно выполняет короткие движения, без резких изменений их скорости, в положении сидя, по направлению справа налево, сверху вниз, на себя.  

Эффективность деятельности бурильщика в значительной степени определяется конструкцией рабочего места (работа сидя, стоя, расположение средств индикации и управления, формы и размеры сидения, зоны досягаемости и обзора и др.). Элементы рабочего пространства формируют и определяют рабочую позу, структуру трудовых движений и трудоемкость деятельности. В зависимости от рабочей позы энергозатраты могут изменяться от 198 до 252 ккал/ч .  

Состав, структура и количество трудовых движений, выполняемых правой и левой рукой при спуске и подъеме бурильной колонны у разных бурильщиков, существенно неодинаковы. Это означает, что одну и ту же работу бурильщики реализуют при разном количестве и сложности рабочих движений.  

Неоднозначно участие левой и правой рук в выполнении производственных операций по спуску и подъему у разных профессионалов. С помощью левой руки бурильщик М выполняет значительно больший объем трудовых движений при меньшем числе и продолжительности интервалов, чем бурильщик Т.  

В качестве исходной единицы функционально-атомистического уровня можно принять акт. Состав, структура, и характер взаимозависимых связей этой элементарной функциональной единицы описаны выше. Показано также, что всякое последующее расчленение этой единицы лишает ее смысла, целостности. Эта единица деятельности, а также трудовые движения, трудовые действия , трудовые приемы, операции, процессы должны служить основой дифференциации труда при эргономической оценке его безопасности.  

Прием - определенное, вполне законченное действие исполнителя, имеющее целью включить или выключить из трудового процесса какой-либо фактор (например, запустить газоперекачивающий агрегат). Трудовое движение - простейшее, поддающееся измерению действие исполнителя (взять ключ, протянуть руку и т. д.). Рабочее место - это зона производства работ, в пределах которой работают участвующие в производственном процессе рабочие и расположены необходимые средства и предметы труда.  

Трудовое движение - простейшее, поддающееся измерению действие исполнителя (взять ключ, протянуть руку и т. д.).  

При изучении трудового процесса в высокомеханизированном и автоматизированном производстве необходимо учитывать ограниченные возможности рационализации трудовых движений и приемов. В этом случае основной целью изучения и рационализации процесса труда является синхронизация во время работы машины и человека, обеспечение перекрытия времени ручной работы машинным временем. Особое внимание должно быть уделено разработке мер по снижению напряженности труда рабочего.  

Метод выполнения трудовых процессов и условия работы подробно описываются в типовых картах организации рабочего места , в технологических операционных картах, в профессиограммах, которые составляются по каждой операции. Важнейшей составной частью описания метода труда является разработка и изложение в письменном виде следующих элементов трудового процесса состава и последовательности трудовых движений применяемого оборудования, технологической оснастки и тары характеристики планировки рабочего места способа перемещения деталей, изделий, заготовок на рабочем месте сведений о материалах, заготовках и полуфабрикатах данных об условиях труда.  

Нормативы времени разрабатывают в зависимости от регламента выполнения отдельных элементов трудового процесса , на которые устанавливают эти нормативы (трудовое движение, трудовое действие , трудовой прием , комплекс приемов, трудовая операция). Объектами разработки нормативов времени могут быть также категории основного, вспомогательного, оперативного, подготовительно-заключительного времени и времени обслуживания рабочего места -Нормативы численности работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимой для выполнения единицы или общего объема работ,обосновывают регламентом этих работ.  

Организационно-технические факторы характеризуют содержание и структуру выполняемых трудовых движений и технологических операций , форму и массу обрабатываемых деталей, расстояние и скорость перемещения изделий, рабочую позу (стоя, сидя и др.), темп труда, коэффициенты занятости работников в течение смены и иные показатели, используемые для оценки затрат труда на рабочем месте . Для выявления воздействия этих факторов могут применяться эргономические показатели работающих.  

Так как прошлая деятельность может быть неэффективной, то стандарты лучше устанавливать на базе хронометрирования и изучения трудовых движений, нежели основываясь на предыдущих результатах.  

Прием - совокупность трудовых движений и действий рабочего. Передовыми приемами называются те, которые выполняются с наименьшим числом движений и при минимальных затратах времени и энергии, т. е. наиболее экономично. У передовых рабочих отсутствуют лишние и приноровительные движения, траектории исполнительных движений короче, преобладают точные решительные движения.  

Эргономическое изучение сложноорганизованных систем, к которым относится комплекс капитального ремонта скважин, возможно только на основе системного подхода , с привлечением современных научных методов . В настоящей работе общая оценка условий труда операторов основной группы выполнялась на основе эргономических контрольных карт . Деятельность, рабочие позы, трудовые движения человека, функционирование отдельных машин, систем, их элементов, планировка рабочего места , компоновка средств отображения информации исследовались при помощи киносъемки, метода плоских маникенов (М 1 10), подсчета количества информации и ее распределение в пределах пульта, мнемосхемы и т. д. Это позволило дифференцировать процесс труда, составить алгоритм спуско-подъемных операций и исследовать его количественно.  

Для биотехнической системы бурения скважин, где объем физической работы остается значительным, исследования биомеханической и двигательно-силовой сфер деятельности представляют особый интерес. Состав и структура трудовых движений, количество, динамические и статические нагрузки и развиваемые усилия изучались нами на буровых установках Уралмаш-ЗД при помощи стереоскопической киносъемки (двумя синхронно действующими камерами по специальной методике при частоте 24 кадра в 1 с) и ганиографического метода с применением трехканального медицинского осциллографа. Жесткое закрепление оптических осей, параллельных друг другу и перпендикулярных к линии базиса (объекта киносъемки), позволило количественно изучать (на основе перспективно-ортогональных сопряженных проекций по кинокадрам, как показано на рис. 48) рабочие позы, траектории перемещения центров тяжести работающих при выполнении отдельных операций, приемы, действия и определять усилия, энергозатраты и др.  

Последующая расшифровка (интерпретация) ганиограмм (записей на ленте) позволяет вычислить количество трудовых движений по каждой оперативной единице деятельности (включить, соединить, перенести), приему, операции в единицу времени и оценить по ним общую эффективность двигательных действий человека. В качестве показателей эффективности используются количество движений и их кинематическая сложность.  

Записи обрабатывались следующим образом. На исследуемом участке кривой, соответствующей спуску или подъему одной свечи, реперными вертикальными линиями четко обозначили четыре названные выше оперции. В интервале каждой операции по каждому сочленению отмечали типичные участки (вогнутость, выпуклость, плотная синусоида, аппликация, частота, амплитуда) осциллограммы. По каждому участку и характерной точке определяли фактическое содержание трудовых движений (действий, приемов и др.) и реализуемую производственную задачу , цель. По отметкам времени оценивали продолжительность выполнения каждого микродвижения, действия, приема, операции. По характеру и величине изменения кривой теоретически можно определить углы поворота рук и суставов, состав, структуру и количество движений. Объем реализуемых движений характеризовался числом и временем их выполнения.  

На вопрос Как часто в Вашей работе встречается операция (прием, трудовое движение), на которой произошел несчастный случай -19,5% бурильщиков и 9% помощников ответили - редко 14,6% и 17,6% -очень редко 26,4% бурильщиков и 18,7% помощников в день несчастного случая впервые выполняли травмоопасную операцию (прием). Оба профессионала указали на большую значимость в их деятельности функции внимания 34% бурильщиков и 32% помощников были травмированы из-за того, что внимание их было отвлечено от реализуемого элемента деятельности 19,5 и 12,2% из-за рассеянности внимания.  

Работы Ф. Тейлора нашли отклик у его многочисленных последователей. Один из них, Ф. Гилбрет, плодотворно развил методику изучения трудовых движений и разработал нормативы времени на выполнение каждого элемента производственных операций.  

По системе МТМ все трудовые движения расчленены на 19 микро-элгментов 8 вариантов движения рук 9 - движений корпуса и ног и 2 - глаз. Всего система содержит 460 нормативов. Система МОДАПТС несколько проще системы МТМ, так как за основу берется модуль - укрупненный комплекс микроэлементов. Эта система имеет только 21 разновидность нормативов.  

Важной особенностью указанных систем является не только классификация трудовых движений, но и классификация и сведение к сравнительно немногим группам разнообразных условий выполнения тру-дсвых движений. Необходимо создать такие группы условий, которые обеспечили бы малые колебания продолжительности трудовых движений. В связи с этим следует подчеркнуть, что микроэлементом считается не вообще движение того или иного рабочего органа, а движение при строго определенных условиях его выполнения, включая сочетание с предыдущими и последующими движениями.Системы микроэлемент-  

Трудовое движение - эго наименьший возможный элемент операции для ее изучения и измерения. Под движением понимается однократное перемещение всего тела рабочего или отдельно рук, кистей рук и т. д. с целью взять (схватить, взяться), переместить (вставить, вынуть, совместить и т. д.) или поддержать предмет Все движения рабочего в процессе труда совмещаются с работой органов чувств и мышления и по характеру выполнения могут быть решительными (короткими) и приноровительными (замедленными).  

Действие состоит из совокупности нескольких движений/ выполняемых рабочим без перерыва. Оно характеризуется одним целевым назначением и состоит из двух и более трудовых движений, например трудовое действие взять гаечный ключ состоит из следующих движений протянуть руку к гаечному ключу (решительное, -переместительное движение) захватить пальцами гаечный ключ (приноровительное движение).  

Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.  

1. Дайте определение политехническому принципу.

2. Охарактеризуйте основные требования политехнического принципа обучения технологии.

3. Какие умения относятся к общетрудовым?

4. Охарактеризуйте общепроизводственные умения.

5. Охарактеризуйте базовые технологии.

6. Какие объекты техники изучаются на занятиях по технологии?

7. Какие технологические процессы изучаются на занятиях по технологии?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений поэлементного анализа составных частей технологического процесса;

− выявление основных элементов технологических операций как содержательной части упражнений.

Комплексное исследование технологических процессов позволяет успешно решать проблемы совершенствования содержания, принципов, методов и организационных форм технологической подготовки школьников.

Технологический процесс - это совокупность действий, осуществляемых человеком в ходе создания материальных ценностей или выполнения определенных функций в других сферах человеческой деятельности. Технологический процесс на промышленном предприятии складывается из изучения задания, технической документации, подготовки рабочего места, наладки оборудования, выполнения технологических операций и контроля качества выполняемой работы .

По степени механизации технологические процессы подразделяют на: немеханизированные, частично-механизированные, комплексно-автоматизированные.


Технологический процесс расчленяется на трудовые движения (элементарный акт), трудовые действия, трудовые приемы, трудовые операции. Трудовое движение - это однократное и однородное непрерывное перемещение рабочего или его корпуса, ног, рук, пальцев с целью перемещения или поддержания какого-либо предмета.

Трудовые движения подразделяют на движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

Выделяют движения короткие и длинные, горизонтальные и вертикальные, прямолинейные и радиальные, индивидуальные и совмещенные, прерывные и непрерывные, решительные; рабочие и холостые.

Трудовое действие - это комплекс трудовых движений, выполняемых без перерыва одними или несколькими рабочими органами человека (рукой, ногой, корпусом или двумя руками и т. д.). Трудовое действие характеризуется одним целевым назначением-постоянством обрабатываемого материала и применяемого инструмента.

Трудовые действия группируются по следующим функциональным признакам: 1) подготовительные, 2) исполнительные, 3) контрольные, 4) корректирующие.

Критериями высокой организации технологического процесса является доминирование исполнительных действий и минимальная трата времени на вспомогательные действия.

По характеру использования применяемых инструментов и приспособлений различают трудовые действия: 1) обработочные, 2) монтажно-установочные, 3) проверочно-контрольные.

Трудовой прием - это совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции. Выделяют следующие приемы:

Планирования (изучение технической документации и технологического процесса; условия выполнения форм выработки и др.);

Организации рабочего места и ухода за ним;

Рабочие (управление станком; установка деталей и инструментов; обработка, сборка и т. д.); контроля (обеспечение технических требований чертежа, инструкционной, технологической и операционной карт и т. д.).

По технологическому признаку трудовые приемы подразделяют на: основные, вспомогательные и подготовительно-заключительные.

Различают также статические (поза, исходное положение рук, ног и т. д.) и динамические (движения, действия).

Трудовая операция - это элемент трудового процесса, направленного на достижение конкретной цели, и состоящий из одного или нескольких трудовых приемов. Технологическая операция - часть технологического процесса, непрерывно выполняемая на одном и том же рабочем месте при обработке одного и того же продукта труда.

Из трудовых движений, приемов и операций формируется метод труда, под которым принято понимать конкретный комплекс операций и составляющих их элементов, применяющихся при определенной технологии и в данных производственных условиях на рабочем месте.

Учитель технологии должен уметь расчленять операцию на трудовые приемы для последовательного обучения ее элементам, организации учебного процесса, чтобы изученные ранее трудовые приемы повторялись при выполнении новых видов работ и обогащались новым содержанием. Повторяемость трудовых приемов обеспечивает формирование определенных умений и навыков.


Трудовые умения - это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Они делятся на общетрудовые (планирования, самоконтроля и организации рабочего места), общепроизводственные (обработочные, вычислительные, измерительные, графические, сборочные, монтажные, наладочно-регулировочные и др.) и специальные (установка заготовки и резца у токаря и т. д.)..

Для формирования общетрудовых и общепроизводственных умений учителю технологии необходимо учитывать возможность повтора действий и приемов во время работы. Общетрудовые навыки и умения в результате постоянного углубления, уточнения и закрепления совершенствуются и складываются в систему.

Трудовые навыки - способность человека выполнять безошибочно определенную работу с наименьшими затратами труда и времени, т. е. автоматизированное (без контроля сознания) выполнение трудовых операций.

Различают навыки: двигательные, умственные и сенсорные. Навыки вырабатываются в процессе деятельности и являются составной частью умения, образовавшегося в результате упражнения.

Порядок выполнения работы

2. Проанализировать технологический процесс (по выбору) и заполнить таблицу 1:

Таблица 1

Технологический процесс

Трудовые действия

Трудовые приемы

Трудовые операции

Контрольные вопросы

1. Что такое "технологический процесс"?

2. Из каких элементов состоит "технологический процесс"?

3. Что такое "трудовое движение"?

4. Назовите виды трудовых движений.

5. Что такое "трудовой прием", "трудовое действие", "трудовая операция"?

6. Как классифицируют трудовые умения?

7. Для чего учителю технологии необходимо знать составные элементы технологического процесса?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование представлений о различных дидактических системах;

− анализ возможностей дидактических систем в реализации целей и задач технологической подготовки школьников.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

В соответствии с этим общим определением под системами трудового обучения понимают различные варианты планирования и организации процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков. Правильный выбор системы обучения с учетом характера педагогических ситуаций позволяет достичь учителю наибольшего эффекта в своей деятельности.

Наиболее известными являются следующие системы производственного обучения: предметная, операционная, операционно-предметная, моторно-тренировочная (система ЦИТ), операционно-комплексная, конструкторско-технологическая.

Предметная система . Основная отличительная черта этой системы заключается в том, что учащийся овладевает совокупностью приемов и операций изготовления определенного ограниченного числа конкретных изделий.

Исторически это самая старая система обучения. Большое распространение она имела в период развития ремесленничества, а также на ранних стадиях промышленного производства, когда техника и технология не были унифицированы. Программой обучения по предметной системе служил перечень изделий. Тем самым предметная система обучения приводила к технической и технологической узости специалиста. Достоинством этой системы было то, что, осваивая умения и навыки, ученик достигал высокой степени мастерства.

В современном массовом производстве возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных рабочих редких специальностей. Их обучение ведется по усовершенствованной предметной системе в индивидуальном порядке.

Дальнейшее совершенствование систем производительного обучения было связано с развитием промышленного производства. Переход на массовый выпуск сложной продукции обусловил в организации производства операционное разделение труда. Подготовка к труду должна быть связана не с обучением способам изготовления конкретных изделий, а с формированием приемов выполнения технологических операций. Это привело к возникновению операционной системы производственного обучения.

Операционная система предложена русскими инженерами и, первые три программы по этой системе были сделаны для обучения слесарным, токарным и столярным работам.

Операционная система предлагала две фазы обучения: овладение основными операциями в процессе изготовления учебных объектов (тренировка); применение полученных навыков при изготовлении товарной продукции.

Для первой фазы обучения подбирались специальные учебные объекты. Их последовательность устанавливалась в зависимости от сложности изделия и существующих в производстве переходов от операции к операции.

На второй фазе обучения приемы и навыки выполнения работ совершенствовались непосредственно в процессе производства изделий.

Операционная система отличается универсальностью, облегчает контроль и коррекцию усвоения умений и навыков.

Вместе с тем, операционная система имеет существенные недостатки.

Во-первых, учебный характер объектов, на изготовлении которых ведется обучение, снижает интерес к учению.

Во-вторых, существует временной и содержательный разрыв между теми операциями, которые приходится выполнять при изготовлении товарной продукции. Ученики за время обучения теряют приобретенные навыки.

В трудовом обучении школьников организация процесса формирования умений и навыков по операционной системе целесообразна в том случае, когда требуется повысить уровень подготовки школьников в заданной области деятельности.

Например, перед выполнением производственных работ, связанных с изготовлением изделий по заказам предприятий или перед допуском к управлению техникой (работа на станке, вождение автомобиля).

Моторно-тренировочная система (система ЦИТа) была предложена для подготовки рабочих в нашей стране в конце 20-х годов. В этот период начала индустриализации жители деревни пополнили ряды рабочих. Поэтому институт труда предложил систему подготовки рабочих с учетом низкого уровня их общего образования.

Для этого был проведен тщательный анализ трудовых операций по ряду основных профессий и четко охарактеризовано не только содержание операций, но и особенности работника, отдельных движений рук и тела, даже элементов движений.

Во главу угла этой системы обучения ставилась задача отработки путем специальных тренировок правильного выполнения характерных для трудового процесса движений, затем приемов и операций, что определило название этой системы - моторно-тренировочная.

Система ЦИТа на отдельном этапе развития производственного обучения сыграла свою положительную роль.

Несомненными достижениями были: анализ двигательных составляющих трудового процесса, использование письменных инструкций в методике, применение тренажеров и приспособлений для формирования умений и навыков.

Вместе с тем эта система имела существенные недостатки. Она строго регламентировала в учебном процессе деятельность учителя и ученика. Ученик был оторван от реальных объектов труда.

Система ЦИТа применима в тех случаях, когда идет процесс формирования сложных навыков ручного труда, например, опиливание плоских поверхностей, строгание рубанком, пиление ножовкой и т. д.

Операционно-предметная система возникла в целях устранения формализма в обучении поиск, которого позволял научно организовать учебный процесс, опираясь на познавательный интерес учащихся. Для изготовления производственно-значимых объектов необходимо выполнить 2-3 операции. Постепенно, изготавливая разные объекты, ученик осваивает совокупность предусмотренных программой производственного обучения операций, в результате чего у него формируются соответствующие умения и навыки.

При обучении по этой системе ученик видит реальные, практически значимые результаты своего труда и с большим старанием и прилежанием относится к учению.

Операционно-предметная система не смогла преодолеть такой существенный недостаток, как изолированность овладения отдельными операциями, временной разрыв между процессом формирования и процессом закрепления умений и навыков. Процесс изготовления по строго заданной технологии приводит к тому, что похожие изделия учащиеся не могут выполнить.

Операционно-комплексная система обязана своим появлением процессу совершенствования техники и технологии производства, усложнению характера выпускаемой продукции, необходимости для исполнителя быстрого переключения с одних объектов труда на другие, что потребовало формирования у рабочего "гибких" умений и навыков.

Это, предопределило необходимость разработки соответствующей системы обучения. Операционно-комплексная система производственного обучения возникла в нашей стране в середине 30-х годов, в тот период, когда быстрыми темпами осуществлялось техническое перевооружение промышленности. Требовались рабочие кадры, обладающие высоким профессиональным мастерством и технологической мобильностью.

Операционно-комплексная система включила в себя все лучшее, что имели предыдущие системы. Обучение по этой системе начинается с упражнений по овладению навыками правильного пользования инструментами, приспособлениями и т. п.

Операционно-комплексная система предусматривает несколько этапов работы.

На первом внимание учащихся акцентируется на трудовых движениях, рабочих приемах, организации рабочего места.

Следующий этап связан с обучением учащихся отдельным операциям и комплексным работам. При этом объекты работ могут носить как учебный, так и производственно значимый характер.

Затем учащиеся учатся выполнять освоенные операции в комплексе. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы при их изготовлении применялись все освоенные технологические операции в различном сочетании.

На завершающем этапе обучение проводится в условиях реального производства.

При овладении следующей группой операций данная последовательность этапов обучения повторяется.

По этой системе осуществляется трудовое обучение в старших классах на базе УПК.

Эта система требует совершенствования. В операционно-комплексной, как и во всех предыдущих системах, главное внимание уделяется исполнительской части производственного процесса. А такие элементы, как конструирование изготовляемых изделий и планирование технологического процесса, в систему обучения не входят. Поэтому в настоящее время в обучение по этим системам включают творческие элементы.

В связи с этим, возникли технологическая, конструкторско-технологическая системы. В середине 90-х годов начал разработку творческой проектно-технологической системы обучения учащихся технологии.

Использование конструкторско-технологической системы развивает техническое мышление и конструкторские способности учащихся.

Ведущей идеей конструкторско-технологической системы обучения является органическое сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся.

Учащихся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки. Таким образом, учащиеся вначале решают ряд технических вопросов и только после этого переходят к обработке изделий, их сборке и т. д. Следовательно, в данном случае в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают в связи с этим технические задачи.

Нетрудно заметить, что конструкторско-технологическая система предопределяет содержание лишь интеллектуальной деятельности учащихся, а формирование трудовых практических умений и навыков отходит на второй план.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Оценить возможности дидактических систем и заполнить таблицу

Таблица

Дидактические системы

Достоинства

Недостатки

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системами трудового обучения?

2. Какие системы наиболее известны?

3. Что общего во всех системах трудового обучения?

4. Какая, на Ваш взгляд, наиболее прогрессивная система? Почему?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

АНАЛИЗ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений и навыков анализа школьных программ;

− закрепление знаний структуры и содержания программ;

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда и т. д. Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содержание, представлять ее в целом и четко просматривать дидактические связи между разделами.

Порядок выполнения работы

(вариант для технического труда)

1.Ознакомиться с построением и содержанием программы потехнологии в V-VII классах.

2.Выявить цель и указать основные задачи трудового обучения учащихся в V-VII классах.

3.Определить трудовые операции, с которыми учащиеся знакомятся в процессе изучения разделов:

а) «Технология создания изделий из древесных материалов» в V-VII классах;

б) «Технология создания изделий из металлов» в V-VII классах.

4.Подобрать возможные объекты труда при обработке:

а) древесины в V-VII классах;

б) металлов в V-VII классах.

5.Перечислить графические понятия, с которыми знакомятся ученики.

4. Какие объекты труда (по классам) возможны по разделам «Практические работы»?

5. Какие объекты (изделия) могут быть выбраны (по классам) для творческих проектов?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ОБОРУДОВАНИЕМ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

(4 часа)

Цель работы:

− ознакомление с требованиями к соблюдению санитарно-гигиенических норм и оборудованию школьных мастерских;

− формирование навыков по анализу состояния материальной базы.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебные мастерские являются необходимым условием эффективного обучения технологии. Задачи технологической под­готовки школьников не могут быть реализованы без хорошо оснащенной учебно-материальной базы.

К материальной базе предъявляют следующие требования:

Соответствие площади мастерских Типовым положениям по количеству учащихся в школе;

Оснащенность оборудованием, инвентарем и материалами по Перечням;

Соблюдение санитарно - гигиенических норм;

Наличие условий безопасного труда учащихся;

Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные - относятся к оборудованию, их устанавливают в специальных помещениях. Указанные станки оборудуются вентиляционными отсосами.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Требования к мастерским по обработке тканей и кулинарии

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со швейными машинами типа «Чайка-ЗМ», укомплектованными ручным и электрическим приводами, укладками с инструментами.

Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование. В мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съемный щит для раскроя тканей.

Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Провести анализ соответствия учебных мастерских ФТиП нормативным требованиям.

4. Оформить отчет в виде таблицы

Таблица

Мастерская ………

Состояние

Помещение (площадь, м)

Размещение учебного оборудования

Организация индивидуальных рабочих мест

Организация мест группового пользования

Организация рабочего места учителя

Оснащение дидактическими материалами

Эстетика интерьера и оформление мастерской

Контрольные вопросы