Расположение модели в пределах кадра. Несколько правил для получения интересной фотографии Взаимоотношения модели и фотографа

Глава 7. Фотографирование людей. Правила портретной съёмки

Фотографирование людей. Правила портретной съёмки

Очень часто нам приходиться фотографировать различных людей, будь то друзья, знакомые, родные или совсем незнакомые люди. Многие фотографы становятся профессиональными фотографами людей, а что уж говорить о роли хорошей, качественной фотографии человека в семейном альбоме… Что бы фотографировать людей так, как надо, необходимо знать некоторые правила и хитрости портретной съёмки, которыми мы овладеем в этой главе.

Изучая эту главу, вы сразу заметите некое сходство с предыдущей главой, где мы изучали . На самом деле предыдущая глава была как бы базисной, подготавливающей к следующему шагу в становлении профессионального фотографирования людей. К тому же в этой части мы в основном затронем портретную съёмку, а далее, в последующих главах, мы будем разбирать групповые фотографии или свадьбы.

Для начала вы должны овладеть как студийной, так и съёмкой на улице, так как оба этих вида фотографирования несут в себе свои плюсы. Фотографирование людей в студии требует немного больше места, чем та же студия, предназначенная для макросъёмки небольших объектов. Совет: Ткань для фона теперь нужно выбирать намного больше по длине и по ширине (выбирайте всегда кусок ткани немного длиннее, чем вы запланировали), так же убедитесь, что выбранная ткань легко стирается, так как люди будут постоянно ходить по ней и тем самым пачкать.

Скажите доброе утро подруге и порадуйте её красивым стихом. Только самые красивые стихи о любви.

Поддержка фотоаппарата.

Что касается поддержки именно фотоаппарата (штатив), то при фотографировании людей она не столь важна и даже бывает вредна. Что бы хорошо сфотографировать человека или группу людей желательно походить вокруг, посмотреть, как объект будет смотреться под различными углами и на различном расстоянии. Исключениями являются, когда вам точно известно как нужно снимать человека (фото на документы или фото нескольких лиц для компании).

Освещение при портретной съёмке.

При работе с портретной съёмкой не поленитесь поэкспериментировать с несколькими источниками света. Этот приём даст вам намного больше простора для творчества. Несколькими источниками света могут являться и совмещение осветительного прибора, света из окна и отражателя.

На самом деле очень много способов как привлекательно осветить человека для портретной съёмки. Мы разберём несколько.

Основной источник света.

Если вы используете единственный источник освещения для фотографирования людей, то вам будет полезно знать, что один источник чаще всего устанавливают напротив объекта, с той стороны, где находиться фотоаппарат, немного выше уровня глаз объекта. Если поместить источник за человеком, то получиться эффект силуэта, который будет обрамлять человека. Дальше разберём основные приёмы, которые достигаются при помощи одного источника света:

Заполняющий свет

Заполняющее освещение обычно является дополнительным к основному источнику света, например естественному уличному или домашнему. Заполняющий свет выставляют так, что бы он осветил или убрал те тени, которые остались от основного. От интенсивности обоих освещений зависит и контрастность, с которой получиться портрет. Если оба источника одинаковы по мощности, то контрастность получиться слабой, а вот если заполняющий свет будет более слабым, то контрастность объекта будет довольно высока. Заполняющий источник освещения чаще всего ставят рядом с камерой.

Освещение волос.

Особое правило в фотографировании людей. Об освещении волос не стоит забывать, так как отдельное освещение, направленное под каким либо углом на волосы объекта может дополнительно подчеркнуть человека и сделать снимок более привлекательным. Такое освещение, если вы им пользуетесь, должно тщательно контролироваться, что бы волосам не было уделено слишком много света и внимания, которое отвлечёт от основного объекта.

Теперь рассмотрим различные техники освещения. Их очень много, но мы разберём основные, которыми пользуются очень часто.

Короткое освещение . Его так же называют узким освещением. В этом случае основной источник света освещает лицо полуотвернувшееся от фотоаппарата. Так получается, что на переднем плане выходит участок лица с тенью, другую часть лица освещает источник. Такой способ призван, что бы подчеркнуть интересные контуры лица. Также таким способом фотографируют людей с крупными или пухлыми лицами, что бы сделать их более узкими.

Широкое освещение . Это освещение противоположно предыдущему. Здесь основной источник света освещает часть лица, повёрнутую к камере. Так же в отличие от предыдущего способа освещения, широкое освещение делает узкие лица более широкими визуально.

Освещение, под интересным названием Бабочка . Итак, что представляет собой этот способ освещения. Основной источник света ставится напротив лица объекта выше уровня его глаз. Таким образом, свет освещает лицо сверху и бросает тени вниз от всего, что нижу уровня носа. При таком освещении, стоит упомянуть, что не желательно фотографировать людей с открытыми ушами, так как они будут сильно подчёркнуты. В основном, в такой технике снимают женщин.

Рембрандтовское освещение . Этот способ, наоборот, больше подходит для мужчин. Основной источник света устанавливается высоко, выше лица или головы, и освещает ту сторону лица, которая отвёрнута от фотоаппарата. Таким образом, та часть, которая повёрнута к камере будет частично в тени, к тому же от того, что источник находиться вверху — от выпуклых участков будет вниз бросаться тень, под глазом будет затемнена небольшая треугольная область, что даст очень интересный эффект.

Боковое освещение. При боковом освещении, источник освещает только один бок лица. Этот способ часто применяют, когда фотографируют портрет в профиль, получается так, что лицо обведено контуром света, в живописи его так и называют - контурный свет. Можно использовать и тогда, когда человек повёрнут к камере в анфас.

Подсветка фона . В этом случае, свет направлен не на человека, а на фон позади него. Получается, что он как бы подчёркнут от того, что фон позади него очень ярко, или не очень, освещён.

Создание вашего первого портрета.

Итак, начнём долгожданную съёмку портрета. Сейчас мы поэтапно рассмотрим правила, как формировать позы людей и правильно ставить освещение. Предполагается, что вы уже расставили осветительные приборы и фон и теперь всё готово к съёмке портрета.

Попробуйте расслабить человека, которого снимаете, с расслабленным человеком куда проще работать, практически как с мягким пластилином. Многим идёт сниматься с E Zigarette (сигаретой) в пальцах или губах. Если вы не снимаете его в полный рост, то не стоит заставлять его стоять, лучше будет, если он присядет на удобную табуретку. Фотографы часто используют именно табуретки, потому что они имеют такое свойство заставлять людей не сутулиться и не имеют спинки, которая войдёт в кадр.

Если вы снимаете сразу нескольких людей, то попробуйте сформировать динамичный кадр. Например, линию голов немного измените, центральную, к примеру, сделайте чуть выше, чем остальные. Здесь, как говориться, дело вкуса и воображения. Во всяком случае, люди, стоящие на одной линии, ровно, как по линейке, создадут вам необычайно скучное портретное фото.

Попробуйте различные уровни фотоаппарата. Например, снимайте с уровня талии, но направьте объектив людям в лицо, пускай все они смотрят на вас. С одним человеком работать легче, так как нужно подстраиваться только под его антропометрические строения лица и тела. Моно поднять камеру выше уровня его глаз, в этом случае удлиниться нос и уменьшиться подбородок, лоб наоборот будет казаться шире. Если вы хотите сделать всё наоборот, то опустите камеру ниже уровня его глаз.

Что бы перечислить все способы постановки людей и расстановки осветительных приборов, при портретной или любой другой съёмке, понадобиться огромная куча глав, и даже этого будет недостаточно, потому что люди не бездушные предметы или статичные статуи, а живые люди, все разные, все особенные. Лучше всего, если у вас есть затруднения с постановкой людей, изучать фотографии известных фотографов или просматривать журналы, в которых много фотографий с позирующими людьми и пытаться это применять к вашим объектам съёмки.

Маленькие, но очень важные советы и правила по портретной съёмке.

В случае, когда в кадр входят руки, лучше фотографировать края рук, чем ладони или тыльные стороны ладоней. Очень внимательно отнеситесь к ступням ног, лучше будет, если они вообще не будут входить в кадр, так как ступни не совсем изящны для красивого снимка.

Если человек, которого вы снимаете, лысый и не совсем этому рад - приподнимите его голову и чуть опустите камеру.

Если у человека не совсем привлекательный нос, угловатый или слишком большой - снимайте такого человека с лицом прямо направленным на камеру.

Выдающиеся уши лучше снимать при коротком освещении, что бы ухо оказалось в тени.

Шрамы, морщины, плохой цвет лица можно сгладить мягким, рассеянным светом или фотографированием с уровня талии.

Если объект носит очки, то убедитесь в том, что при выставленном свете отблеск от стёкол очков будет отражаться под углом, а не прямо в камеру.

Размещение осветительных приборов при фотографировании людей.

Итак, теперь организуем освещение. Стоит выбирать освещение, что были указаны ранее в этой главе, но при этом не забывайте, что спутник вашей удачи - это эксперимент. Не бойтесь экспериментировать. Далее мы кратко разберём техники размещения осветительных приборов.

Короткое освещение . При этом освещении основной источник света освещает ту сторону лица, которая повёрнута от камеры. К примеру, если объект смотрит в сторону вашего правого плеча, то основной источник находиться справа от вас, заполняющий - слева. Заполняющий источник должен находиться в два раза дальше, чем основной, тем самым он будет в 4 раза менее интенсивным, если учитывается, что оба они одинаковой мощности. Смотрите, что бы тени на объекте не были слишком затемнены.

Широкое освещение . Широкое освещение противоположно короткому освещению. Основной источник света освещает сторону лица, повёрнутую к камере. В этом случае расставляем осветительные приборы наоборот, чем в предыдущем способе.

Бабочка . Здесь всё легко. Основной источник света размещается там, же где и фотоаппарат, только поднимается выше уровня глаз, что бы создать тень под носом. Не стоит поднимать очень высоко, что бы тень опускалась до самого рта. Заполняющим светом можно уменьшить интенсивность теней.

Рембрандтовское освещение . В этом случае нужно расположить лампу, как в коротком освещении, что бы она освещала сторону, повёрнутую от камеры, только выше уровня глаз. Заполняющее убрать или снизить его мощность.

Боковое освещение . При таком освещении лампа ставится так, что бы освещать один профиль, либо одну часть лица. Также можно выставить основной свет немного позади человека, что бы смягчить или минимизировать количество света.

Небольшой совет: При съёмке портретов, либо группы людей, есть опасность, что кто-то из людей моргнёт и кадр не получиться. Скажите людям или человеку, которого снимаете, что бы он следил за вспышкой и сказал вам, какая она была - белая или красная.

В этой статье я хотел бы разобрать некоторые довольно часто встречающиеся суждения относительно так называемой «центральной композиции», о симметрии в кадре, о золотом сечении и о правиле третей.

1. Миф о центральной композиции

Едва ли не самое распространенное заблуждение из области композиции состоит в следующем. Утверждается, что главный объект в кадре не должен находиться в центре и что желательно смещать важные объекты относительно центра кадра. Между тем это очевидно неверное утверждение. Откровенно говоря, даже удивительно, что его до сих пор повторяют.

Pieter Jansz Pourbus (1524-1584), The Last Supper

Давайте для начала вспомним всемирно известных фотографов, которые активно использовали и используют так называемую центральную композицию. Многие портретные фотографы старой школы, включая William Henry Fox Talbot, Julia Margaret Cameron, Dorothea Lange, не в счет. Irwing Penn использовал почти исключительно центральную композицию. Конечно же были и другие варианты, но центральную - очень часто. Ниже я специально привожу достаточно много примеров, чтобы продемонстрировать их разнообразие


Richard Avedon


Harry Callahan


Alberto Garcia-Alix


Ruth Orkin


Ansel Adams


André Kertész


Rodney Smith

Многие считают, что к центральной композиции тяготеют вертикальные и квадратные кадры, но это, как можно видеть из подборки, не так. Центральную композицию у классиков можно обнаружить и в горизонтальных кадрах.

Итак, мы видим, что есть огромное число классиков фотографии, которые использовали центральную композицию весьма активно. Кроме того, исследования методом слежения за зрачком (eyetracking) показывают, что из всех возможных «особых точек» в плоскости кадра единственной априори сильной «точкой» является центр кадра, а если быть более точным, то вертикаль по центру . Вы можете сами посмотреть картинки по ссылке. Другими словами, различные точки могут быть или не быть привлекательными для взгляда в зависимости от того, что в них находится, а центр привлекает внимание даже тогда, когда там ничего специально интересного нет. Поэтому центральные композиции заведомо эффективны, а то что их не следует использовать, - это не более, чем миф.

2. Миф о симметрии

Не знаю откуда взялась идея, что наличие симметрии в кадре это плохо. Лично для меня это удивительно, поскольку наличие симметрии в изображении - это не дефект композиции, а художественный прием. Симметрию можно наблюдать и при центральных композициях, и без них. Кроме того, может наблюдаться в целом симметричный кадр и локальная симметрия, когда симметричны только его отдельные части. Симметрия может наблюдаться относительно горизонтальной и вертикальной осей, а также относительно диагоналей и вообще относительно чего угодно.

Надо понимать, что полная симметрия в математическом смысле почти никогда не наблюдается в фотографии. Речь обычно идет о симметрии приблизительной или даже очень приблизительной. Есть весьма правдоподобная гипотеза, что при разглядывании симметричных фотографий зритель сравнивает части изображения, играя в известную игру «найди 10 отличий». Если это так, то запоминание и понимание симметричных изображений детерминировано именно наличием приблизительной симметрии, и в этом как раз и состоит композиционный прием. Кроме того, очевидно, что симметричные объекты легче для запоминания в силу меньшего объема информации, который требуется для запоминания.

Ниже я приведу несколько примеров симметричных композиций из классики фотографии. Некоторые из центральных композиций выше также представляют собой симметричные в фотографическом смысле изображения.

Philippe Halsman

Philippe Halsman


Alfred Stieglitz
Здесь симметрия результат манипуляции над изображением.


Rodney Smith


Rodney Smith


Lisa Sarfati

Christopher Anderson

3. Миф о третях и золотом сечении

Так-называемые «правило третей» и «правило золотого сечения» - это самое большое, самое распространенное и самое устойчивое из всех заблуждений из области композиции в фотографии, с которыми я когда-либо встречался. Выдвигая разумные аргументы, обычно довольно легко удается убедить людей, что кое-какие из их знаний не совсем верны или вовсе не верны. Но с этими двумя правилами, которые часто объединяют в одно, все совсем не так. Чаще никакие разумные аргументы не действуют, поэтому я давно зарекся об этом спорить и отношусь к пристрастию к этим двум правилам как чему-то религиозному. Либо люди верят в бога, либо не верят - убедить никого ни в чем практически невозможно. Тем не менее, собственное мнение у меня по этому вопросу есть.

Одна из основных проблем состоит в том, что у этих правил фактически нет формулировки. То есть, каждый нормальный человек знает или в состоянии понять, что такое 1/3 и что такое золотое сечение (или золотая пропорция), но что делать с этими знаниями дальше, каждый понимает по-своему. Правило - это обычно довольно-таки четкая инструкция «чтобы добиться чего-то, надо делать так-то и так-то» или четкая закономерность «если сделать так-то и так-то, то получится то-то и то-то». Например, «чтобы сделать сон ваших соседей невыносимым, нужно когда они спят, громко включить какую-нибудь музыку, которую они не любят» (инструкция) или «если вы съедите ложку цианистого натрия, то это плохо скажется на вашем здоровье» (закономерность). В отношении золотого сечения и третей никаких таких формулировок нет. Самое внятное, что можно услышать или прочитать звучит примерно так: «золотое сечение» связано с гармонией. И с этой формулировкой вполне можно согласиться. Да, как-то связано, но что из этого следует? Что надо конкретно делать, чтобы достичь гармонии? Допустим, мы знаем, что конкретно делать с золотым сечением, но делаем что-то другое. Это другое автоматически означает, что гармонии нам не достичь? А что такое гармония и всегда ли она нужна для каждой конкретной фотографии?

Формулировки для практического достижения этой пресловутой гармонии методом золотого сечения часто противоречат друг другу частично или полностью и варьируются в своей ультимативности. Например, можно встретить такое: «Очень удобно использовать правило золотого сечения для размещения горизонта (на верхней или нижней линии)». Мне становится невыносимо тоскливо от одной мысли, что я прихожу в фотогалерею и вижу развешенные фотографии, в которых горизонт находится ровно на одной из двух линий. Если еще и пропорции кадра соблюдены по этому правилу, то получается пугающая своей невыносимостью гармония. Или другой вариант: «Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии золотого сечения». Хочется спросить: а куда девать портреты, где глаза где-то в другом месте? Сжечь? Предать анафеме мастеров-фотографов, которые ошиблись и не разместили там глаза портретируемых?

Ответы на эти вопросы приходят сразу, после ознакомления с другими формулировками. Согласно другим мнениям, опять-таки из соображений гармонии, не обязательно размещать всё на линиях золотого сечения и на их пересечении, как пишут некоторые авторы. Можно вместо этого, разместить все нужное для гармонии, включая глаза, где-то рядом или даже на линиях третей. Для этого производители некоторых камер даже делают разметку экрана, и ее можно видеть через видоискатель тоже. Как далеко от магических линий мы можем что-то смещать? Для тех, кто не делает различий между двумя этими правилами и считает одно правило упрощением другого ответ очевиден: по крайней мере на то расстояние на которое линии третей отличаются от линий золотого сечения.

Линии третей:

Линии золотого сечения:

Накладываем одно на другое и закрашиваем область между ними:

Откладываем с каждой стороны от толстых линий по такому же расстоянию и опять закрашиваем:

Получаем, ту часть плоскости кадра, в которую должно попасть что-то важное. Не кажется ли вам, что туда с высокой вероятностью всегда попадет что-нибудь важное?

Но оказывается, что не все считают, что правило третей - это упрощенное правило золотого сечения. Некоторые думают, что правило возникло от того, что у каждого из нас просто два глаза (хотя и не у всех) и что глаза условно делят плоскость кадра на три части. Не вполне понятно, почему на одинаковые части, но это уже неважно. На неодинаковые части нам делить кадр не позволяет религия.

Сторонники чистого правила золотого сечения говорят о том, что про правило третей надо забыть. Вместо этого надо вспомнить, что золотое сечение не ограничивается четырьмя линиями в плоскости и что все гораздо сложнее, интереснее и гармоничнее.

Рад приветствовать вас, дорогой читатель. На связи с вами, Тимур Мустаев. Как вы могли заметить, этот блог уже охватил многие аспекты съёмки пейзажей, интерьеров, спорта и прочего. Не рассказывал я про съёмку людей, хотя это один из самых популярных жанров нашего дела.

Порой именно портретная съёмка двигает людей к покупке цифрового фотоаппарата, а после новички начинают смотреть на мир по-новому. Но про мир мы уже говорили, поэтому сейчас я расскажу, как правильно фотографировать людей и что может для этого понадобиться.

Ракурс

Вообще, при фотографировании людей нужно учитывать множество аспектов: ракурс, фон, освещение, поведение с моделью. Начать же стоит именно с выбора ракурса. Почему? Если мы будем плохо понимать, как может выглядеть человек с различных сторон, то как мы получим красивый снимок с его участием? Итак, первое, что нужно понять, какую фотографию хочет сам человек: в полный рост, по пояс или только лицо, а позы могут быть абсолютно разными. Исходя из этого уже определять ракурс.

В первом случае есть всего одно уникальное условие удачного снимка: снимать человека нужно с уровня груди или пояса модели, если речь идет о фотографии в полный рост. Иначе пропорции фигуры человека могут исказиться оптикой вашей камеры и снимок будет не так красив, как хотелось бы.

Съёмка, к примеру, с уровня глаз будет выгодна при работе с погрудным портретом, а если снимать с ракурса ниже пояса или выше головы – такие фотографии можно считать карикатурными или шутливыми.

Говоря о взгляде на модель, стоит упомянуть, что портрет строго «в лоб» очень редко получается удачным. Поэтому на фотографируемого человека следует смотреть примерно в ¼ оборота, так как это может визуально уменьшить щёки и скрыть ассиметричные черты лица.

Также не следует вести себя так, будто фотография – это работа, скучная и монотонная. Возможно, так оно и есть, но создавать такую атмосферу на съёмочной площадке не стоит. Иначе фотографируемый человек может вести себя скованно и зажато, стесняться. Нужно стараться избегать этого для получения максимально качественного результата.

Фон

Он может быть, как важнейшей частью фотографии, так и быть бесполезным. Здесь всё зависит от вас: хотите – снимайте на природе, хромке, простом белом фоне, в помещении – ограничений нет никаких. Но следует, всё же, помнить несколько простых правил, дабы не испортить ничем лишним фотографию.

Прежде всего, стоит смотреть на фонарные столбы, деревья, кустарники, диагонали, горизонт – на все линии кадра, и следить, чтобы они не «разрезали» человека на части, не выходили из головы и не входили бы в неё. Старайтесь сделать фон максимально адекватным.

Если же вы решили работать дома или в студии – выберите максимально нейтральный фон. Обои «в клеточку» ярких тонов – плохой вариант для фона. Лучше использовать абсолютно одноцветный фон или неброские оттенки, чтобы они не отвлекали внимание от человека.

Освещение

От него зависит то, как будет выглядеть ваша модель на фотографии. Этим параметром можно как всё испортить, так и спасти изначально безнадёжный снимок. Существует несколько советов для съёмки в различных условиях. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

Первый совет – опасайтесь яркого полуденного солнца, если работаете на улице. Как бы это парадоксально ни звучало, слишком яркое солнце может навредить снимку. Почему? Оно заставит модель щуриться, тени на лице окажутся более глубокими и резкими, а также можно просто получить пересвеченные объекты. Поэтому многие рекомендуют работать рано утром или вечером или же в пасмурный день.

Второй – старайтесь снимать в тени, если ясное солнце застало вас врасплох. Лучше, кстати, использовать тень от здания, чтобы она была однородной. Как известно, листья деревьев имеют небольшие щели между собой, через которые на модель может попасть нежелательный свет.

Третий – если вы, всё же, не смогли найти подходящую тень, избегайте съёмки против солнца. Нельзя, чтобы модель щурилась, но и чёрный силуэт получать не хочется. Поэтому рекомендую становиться боком к солнечным лучам: именно так будет достигнут какой-никакой компромисс.

Если же вам приходится снимать против света – используйте внешнюю вспышку в режиме заполняющего света. Да, именно внешней вспышкой следует пользоваться в такой ситуации: встроенной точно будет недостаточно. Такой же совет будет актуален для съёмки на закате за тем лишь отличием, что роль основного света будет играть наша вспышка. Еще полезными аксессуарами могут стать или .

Попадая в студию всё становится несколько проще. Здесь есть пара основных правил, без которых очень трудно будет получить ровную качественную фотографию. Нужно использовать световые приборы с одинаковой цветовой температурой, использовать мягкий рассеянный свет, а также отказаться от ламп дневного света.

Важные замечания

Помимо прочего, нельзя не сказать про некоторые детали, которые выбиваются из описания выбора ракурса или фона. Прежде всего, это обработка полученной фотографии. Стоит помнить, что нужно аккуратно кадрировать его, подбирать максимально естественный цветовой баланс и сохранить натуральный цвет кожи модели.

Также не следует обрезать части тела людей. Неважно, голова это, ноги или руки. Исключением можно считать лишь отдельные жанры портрета, вроде поясного, погрудного или по колено.

Работая с моделью также следует помнить несколько важных советов, чтобы не смутить человека. Фотосессия в таких условиях будет мукой для обоих участников процесса, а на выходе получится неприятный результат.

  • Первый совет: не заставляйте направлять взгляд в кадр. Делать это можно лишь в очень редких исключениях при особой необходимости.
  • Второй совет: постоянная улыбка модели не всегда самый лучший вариант. Порой задумчивое, печальное, обиженное или хитрое лицо может выглядеть более красиво, чем улыбка.

Не упускайте этого и получите шедевральный снимок.

Можно также попробовать сфотографировать модель до начала самого процесса: это поможет получить более естественное выражение лица, настоящие эмоции человека, а это – самое главное в съёмке людей.

Если есть возможность, старайтесь фотографировать в , что поможет вам качественнее отредактировать ваш снимок после съемки.

  1. (если у вас НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (если у вас КЭНОН) – Именно с этого курса я рекомендую начинать становиться фотографом. В нем собраны все азы, для правильного понимания самой сути фотографирования. Все показывается на практических примерах, что немаловажно!
  2. – Здесь уже идет сама обработка фотографий. С какой стороны лучше подходить к редактированию, как это правильно делать, чтобы, например, кожа не была «резиновой» и так далее. Много практических примеров, советов. Этот видео курс предназначен специально для фотографов!

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей фототехники CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей фототехники NIKON.

Photoshop для фотографа 3.0. VIP

На сегодня всё. Я рассказал вам, что нужно для съёмки человека во всех сценариях, что приходят мне в голову. Надеюсь, вам понравилось, и вы поделитесь статьёй с друзьями, владеющими зеркальным фотоаппаратом. Если вы сделали это – советую подписаться на обновления блога. В будущем таких текстов будет только больше. До свидания!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

Отлично получаются пейзажи, а вот люди выглядят на Ваших фотографиях как-то странно? Или с изображениями людей все хорошо, но хочется добиться чего-то большего? Тогда познакомьтесь с несколькими простыми и понятными советами, чтобы научиться красиво фотографировать людей и получать яркие и запоминающиеся снимки.

Благодаря советам данной статьи Вы узнаете, как выбрать нужный ракурс, какую роль играют освещение и фон, как вести себя, чтобы модель не выглядела на фото зажатой, и еще несколько полезных и интересных фактов.

Итак, начнем…

Выбираем ракурс

  • Фотографировать человека в полный рост лучше всего с уровня груди или даже пояса модели. Съемка с уровня глаз искажает пропорции фигуры.
  • Если же Вы снимаете фотопортрет по грудь или только лицо – в этом случае съемка с уровня глаз (или даже чуть выше) вполне уместна.
  • Для достижения особых эффектов можно сфотографировать человека сверху или снизу. Но, конечно, только в том случае, если Ваша цель – карикатура или какое-то шутливое или тематическое изображение. Ведь снятый снизу человек становится массивным и выглядит тяжелым, а пропорции заметно искажаются. То же происходит и при съемке сверху, в этом случае человек кажется вытянутым, деформированным.
  • Помните, что многие люди выглядят симпатичнее, если снимать их не в лоб, а в три четверти или чуть сбоку: скрадывается асимметрия лица, зрительно уменьшаются щеки.
  • Мало кто выглядит эффектно в приятном смысле этого слово, будучи снятым по стойке смирно ровно посреди кадра. В каждом конкретном случае стоит подобрать подходящую непринужденную позу для съемки.
  • Если Вы фотографируете группу людей, то позаботьтесь о том, чтобы все вошли в кадр.

Выбираем фон

Фон может быть очень важен, а может и не играть никакой роли. Но отнестись к его выбору стоит с умом в любом случае.

Где бы Вы ни снимали, следите, чтобы у модели не «торчали из головы» фонарные столбы, деревья или другие люди. Фон должен быть адекватным.

И помните: в кадре не должно быть ничего лишнего. Только человек, которого Вы хотите снять и, возможно, фон, на котором Вы хотите снять этого человека.

Фотографирование на природе

При съемке человека на природе используйте основные правила: правила трети и правила золотого сечения. Человек должен находиться не в середине кадра, также в фотографии могут быть какие-либо интересные элементы, важно лишь правильно их подать.

Как фотографировать людей на улице:

  • Отлично смотрятся сюжетные фото, особенно групповые. При фотографировании группы людей, если фон позволяет, можно разыграть и пиратское сражение, и бал-маскарад, и чаепитие у Мартовского Зайца (терраса, тематическое кафе, парк, оформленный соответствующим образом). Но можно обойтись и обычным городским или лесопарковым фоном.
  • Можно разместить людей на турниках или качелях, рассадить по деревьям (не слишком высоко).
  • Фотографируя человека на фоне достопримечательности, выделяйте модель, а не здание или памятник.

Если Вы снимаете модель дома, в студии или в каком-то другом помещении:

  • Фон может быть практически любым, но стоит избегать скучных фото на фоне ковра и прочей «классики».
  • Для портрета вполне подойдет белая стена или стена, оклеенная обоями с ненавязчивым рисунком, неброская штора или ширма.
  • Съемку можно проводить на балконе или на лоджии.

Выбираем освещение

Во многом именно от освещения зависит то, насколько симпатично будет выглядеть модель: выгодно падающей свет может приукрасить модель, точно отразить ее внешность или испортить даже очень приятного на вид человека.

Если Вы снимаете на улице:

  • Помните, что яркое полуденное солнце заставляет человека щуриться и оставляет на лице глубокие резкие тени. Так что съемку лучше проводить во время мягкого рассеянного света: утром или ближе к вечеру.
  • Если съемки днем в солнечную погоду не избежать, снимайте модель в тени. Причем лучше тень от здания, чем от дерева: древесная тень усеет модель световыми пятнами.
  • Если тени поблизости нет, то проследите за тем, чтобы свет падал на модель сбоку: снимать против солнца – это значит получить на снимке невнятную темную фигуру. А если снимать в положении, когда солнечный свет падает модели в глаза, то модель будет сильно щуриться.
  • Если съемки против света не избежать, используйте накамерную вспышку в режиме «заполняющий свет» (или в автоматическом режиме).
  • При фотографировании людей ночью попробуйте не использовать вспышку. Для этого вам понадобится камера с режимом длительной выдержки, но при этом камеру необходимо плотно закрепить на одном месте, например при помощи штатива.
  • Фотографирую на закате используйте заполняющую вспышку.

Если Вы снимаете в помещении:

  • Считается, что жесткий свет делает некрасивую модель еще некрасивее, а красивую – еще краше. Так что имейте в виду, что беспроигрышный вариант – мягкий рассеянный свет. Такого эффекта можно добиться, поместив модель у окна, оклеенного полупрозрачным материалом в солнечную погоду. Можно просто занавесить окно парой слоев марли. Если свет не слишком яркий, то можно не заклеивать и не занавешивать окно.
  • В условиях студии и профессионального освещения все проще: на то есть световые схемы.
  • Помните, что цветовая температура всех источников света должна быть одинаковой: оконный свет с одной стороны и лампа с другой не годится.
  • Лампы дневного света вообще нежелательно использовать при съемке портрета. Они дают неприятный зеленоватый оттенок.

Технический вопрос: выбираем объектив

Для съемки портретов используют объектив с фокусным расстоянием 50-85 мм. При съемке на улице можно использовать и более длиннофокусные объективы, чтобы получить красиво размытый фон. Широкоугольные объективы для портрета использовать нельзя – пространственные искажения могут «изуродовать» вашу модель до неузнаваемости. Вытянутые носы или огромные руки на снимках – результат съемки широкоугольником.

Для получения размытого фона (так называемого «боке») используйте либо телеобъектив, либо снимайте с малыми значениями диафрагмы. Если фон нужен четкий, прикройте диафрагму. Маленькая хитрость: если вы снимаете групповой портрет на улице при хорошем освещении, можно использовать сюжетный режим «пейзаж» — тогда все модели получатся в фокусе.

Важные акценты

Выделение лица

  • Снимая людей, фокусируйтесь на глазах. Яркие, ясные глаза модели с осмысленным выражением способны сделать удачным даже невзрачное во всех остальных отношениях фото.
  • Лицо модели всегда должно быть выделено: светом, глубиной резкости, выгодным расположением в кадре или игрой светотени.

Кадрирование

  • Нельзя обрезать людей: очень удручающее зрелище представляет собой человек с «обрезанными» ногами, головой, руками и т.д.
  • Желательно, чтобы глаза модели находились в верхней трети кадра.
  • Оставляйте пространство у лица модели, если она смотрит в сторону.

Фотографирование полных людей

Некоторые считают, что при съемке людей с пышными формами необходимы особые условия и детали. Но это не так, делайте всё так же, как при фотографировании любого другого человека и фотография выйдет красивой и естественной.

Модель

Как бы Вы ни были даровиты и профессиональны, зажатая модель способна превратить фотосессию в пытку для вас обоих. Как этого избежать?

  • Не заставляйте модель смотреть в кадр. Проникновенный взгляд вдаль может выглядеть очень одухотворенно.
  • Модели не обязательно всегда улыбаться. Она может быть задумчивой и даже печальной, немного обиженной или серьезной – ищите лучший вариант в каждом конкретном случае.
  • Не подходите к модели вплотную.
  • Сфотографируйте модель, пока она готовится к съемке. Команда «Начали!» может превратить приличного человека в запуганное, скованное существо.
  • Снимая людей, важно уловить настроение, передать характер человека, его состояние или эмоцию.

Напоследок несколько общих советов (резюмируем):

  1. Не снимайте человека в лоб.
  2. Следите за тем, чтобы в кадре не было ничего постороннего.
  3. Правильное освещение – залог хорошей фотографии.
  4. Не бойтесь экспериментировать: снимите человека, когда он лежит и смотрит на Вас или в прыжке.