Как фотографировать воду и капли в движении. Снимаем водопад Правильная экспозиция для съемки водопада

Водопады, горные потоки, реки и озера – это прекрасные объекты для осуществления фотосъемки. Огромные массы воды находятся в постоянном движении, что создает очень красивую, неповторимую картину. Однако при съемке водопадов и текущей воды фотограф неизбежно сталкивается с существенными трудностями. В обычной ситуации фотографирование предполагает простую фиксацию объекта съемки в определенной точке времени и пространства. Но в случае с изменчивой и очень динамичной водной стихией задача фотографа состоит в том, чтобы правильно передать на снимках движение текущей воды, ее динамику. Сделать это можно только посредством определенных фотографических приемов и знаний, о которых и пойдет речь в этой статье.

Как фотографировать текущую воду?

Когда фотограф находит великолепное место для съемки, где присутствует, например, водопад с его стремительными потоками воды, которые проносятся между камней и разбиваются, вызывая кучи мелких брызг, то перед ним всегда встает один очень сложный вопрос. Как снимать воду, чтобы запечатлеть на фотографиях динамику движения воды? Вообще, в практике фотографии при съемке движущихся объектов существует два основных приема, основанных на изменении времени выдержки.

Съемка водопада (короткая выдержка)

Первый прием заключается в том, чтобы полностью «заморозить» движение с помощью короткой выдержки. Тогда при кратковременном открытии затвора камеры Вы сможете словно остановить во времени огромный поток воды или отдельные маленькие капли, разлетающиеся в разные стороны. На фотографии капли воды будут выглядеть так, как будто они повисли в воздухе. Этот эффект «замораживания» движения бывает довольно интересным, но при этом теряется ощущение динамичности течения воды.

Что делать, если Вы хотите передать на фотографии ту самую динамику движения воды, которая так зачаровывает зрителя? Здесь можно воспользоваться вторым приемом. Он заключается в использовании длинной выдержки, благодаря чему вода на фотографиях немного размывается. Вода на снимках может превратиться в белое клубящееся облако тумана или дыма, либо в мягкие хлопья ваты. Все зависит лишь от той выдержки, которую Вы установите на камере.


Съемка водопада (длинная выдержка)

Не существует какого-либо универсального рецепта при съемке водопадов или горных рек. Условия съемки зачастую существенно различаются, поэтому фотограф может использовать во время съемки воды как короткие, так и длинные выдержки. Тем не менее, если Вы хотите запечатлеть на снимках именно движение воды, то, конечно, нужно пользоваться удлиненными выдержками. Это позволит отобразить на фотографиях потоки воды примерно такими же, какими мы их видим в реальной жизни. Ведь глядя на реку или водопад, мы видим не застывшую картинку, а стремительное движение. Однако и о коротких выдержках не следует забывать при съемке воды. Например, когда речь идет о фотографировании бурлящих водопадов с разлетающимися в разные стороны, мелкими брызгами.

Снимаем водопад и стремительные водные потоки

При фотографировании водопада и других водных объектов, характеризующихся постоянным движением, Вам стоит обратить свое внимание на следующие аспекты:

— Использование широкоугольного объектива

Отправляясь на съемку водопада или стремительных горных рек, имеет смысл взять с собой широкоугольный объектив. Благодаря широкоугольному объективу Вы можете получить довольно эффектные кадры с изгибами русла и поворотами реки. Для полнокадровых фотоаппаратов можно использовать объективы с фокусным расстоянием 18 – 20, а для камер с урезанной матрицей (кроп) — 12 – 21 мм объективы.

— Выдержка

Как мы уже отметили, значение выдержки играет определяющую роль при съемке движущихся объектов и, в частности, воды. Поэтому для качественной съемки воды необходимо устанавливать выдержку в ручном режиме. Постоянные эксперименты со значениями выдержки позволят Вам, в конечном счете, получить наиболее интересные кадры. Здесь только одно общее правило — чем длиннее выдержка, тем более необычный, размытый вид будут принимать движущиеся потоки воды. Как правило, наиболее эффектные кадры получаются в диапазоне выдержек от 1/30 до 1/2 секунды.

Длинными выдержками злоупотреблять сильно не стоит, особенно если в кадре присутствуют различные предметы, кроме воды. Например, ветки деревьев или листва, уносимые потоками воды. Оптимальное значение выдержки зависит от конкретных условий съемки, в частности, от примерной скорости течения воды. Зачастую лучше всего сделать серию снимков с различной выдержкой и диафрагмой, чтобы затем выбрать из них наиболее удачные.

— Штатив

Если Вы будете использовать длинные выдержки для того, чтобы запечатлеть на снимках динамичность движения воды, то Вам просто не обойтись без штатива. Ведь длинные выдержки потребуют абсолютной неподвижности камеры, добиться этого можно только посредством штатива. Причем штатив должен быть устойчивым и не самым легким, поскольку Вам, возможно, придется размещать его прямо в воде для поиска нужного ракурса.

— Композиция и ракурс

Безусловно, водопад сам по себе является очень красивым творением природы. Однако все водопады выглядят на фотографиях довольно похожими друг на друга. Чтобы сделать фотографию водопада оригинальной и более привлекательной для зрителя, необходимо уделить внимание построению композиции и нахождению интересных ракурсов. Водопад можно снимать под самыми разными углами и с разных точек таким образом, чтобы водная стихия на снимке занимала либо большую, либо меньшую площадь. Рекомендуется строить кадр вокруг какого-то интересного объекта, вроде торчащего из воды камня, листвы, плывущей по воде или сваленного дерева.

Если Вы снимаете стремительную горную речку, то акцентируйте внимание камеры на валунах, разрезающих потоки воды на части. При съемке водопада можно поместить в центр кадра выступы, которые принимают на себя мощные потоки воды. Контраст между динамичной водной стихией и неподвижными объектами добавляет кадрам эффектности и выразительности. Можно поймать в кадре отражение солнца или радуги в воде. Эти новые элементы, делающие сцену более интересной, желательно поместить на первый план. Также при съемке воды стоит делать побольше общих планов с пейзажем на заднем фоне. Снимая водопад, лучше всего выбирать нижнюю точку для съемки. Это добавит водопаду на снимке величественности, а самому кадру- драматизма.

— Значение ISO и диафрагма

При съемке водопадов выбирайте самое минимальное значение ISO, чтобы снизить светочувствительность матрицы камеры. Это позволит затвору фотоаппарата дольше оставаться открытым, а также уменьшит вероятность проявления различных шумов и зернистости. Удлинить время экспонирования помогает и установка наименьшего значения диафрагмы. Использование закрытой диафрагмы, плюс ко всему, позволяет повысить глубину резкости, благодаря чему большая часть сцены будет оставаться в фокусе.

— Использование фильтров

Удлинить выдержку и ограничить попадание света в камеру можно не только изменением настроек, но и использованием различных фильтров. В частности, при съемке воды довольно часто применяется нейтральный серый фильтр, который снижает количество света, проходящего через объектив, и в тоже время не воздействует при этом на цветопередачу. Также можно использовать поляризационный фильтр. Он не только ограничивает попадание ненужного света, но еще и помогает улучшить снимки, повышая цветовую насыщенность, уменьшая блики и отражения.

Можно сказать, что поляризационный и нейтрально-серый фильтр работают как солнцезащитные очки. При их использовании во время съемки Вы получите более четкие и «чистые» кадры, что избавит Вас от необходимости тщательной компьютерной обработки отснятых кадров впоследствии. Играя с плотностью фильтра и значениями выдержки, Вы можете получить самые разнообразные результаты.

— Контрольные снимки

Хорошей идеей будет начинать съемку водопада или реки с нескольких тестовых снимков в автоматическом режиме или с различными значениями выдержки. Тогда быстро сравнив отснятые кадры на дисплее Вашей камеры, Вы сможете правильно определиться с выдержкой и другими настройками для достижения желаемого уровня размытия водного потока.

— Время съемки

При съемке движущихся потоков воды важную роль играет погода и условия освещения. Например, в безоблачную погоду в полдень, когда ярко светит солнце, наблюдается интенсивное освещение сцены, вследствие чего тени на снимках становятся слишком жесткими. Кроме того, на воде и мокрых поверхностях появляются неприятные блики. В этой связи лучшее время для съемок водопада, реки и других водных объектов – это вечерние сумерки или первые часы после восхода солнца, когда сцена озаряется мягким, рассеянным светом. Также подходящими условия для съемки являются пасмурные и облачные дни, когда более рассеянное освещение позволит Вам использовать длинные выдержки.

В таких условиях освещения не возникнет никаких трудностей с выбором правильной экспозиции. Выбрав для съемки воды подходящее время дня, Вы существенно увеличите свои шансы для получения качественных и интересных снимков движущихся потоков воды. Снимать в солнечный день, конечно, тоже можно, однако тогда Вам придется обязательно использовать поляризационный или нейтральный фильтр, а также серьезно поработать над настройками, чтобы сократить количество поступающего на матрицу фотоаппарата света.

Фотографирование бурных и стремительных потоков воды, безусловно, представляет собой довольно непростую задачу. Здесь от Вас потребуется соответствующий опыт, терпение и творческий подход к процессу съемки. Для того, чтобы водопад или река получились на фотографиях ярко и динамично, не стоит стремиться к максимально точной передаче всего происходящего. За счет экспериментов с настройками камеры и использования фильтров нужно добиться того, чтоб потоки воды смотрелись на снимках очень естественно. Они должны дарить зрителю ощущение постоянного движения и динамики.

Смотреть на бегущую воду можно бесконечно – общеизвестный факт. Фотографы могут захватывать этот момент в бесконечность, передавать картинку многим людям, тем самым создавая возможность любоваться переливами волн в любое время, не выходя из дома. Современная техника сильно им в этом деле помогает, зеркальные фотоаппараты умеют передавать живость и движение воды при правильных настройках, а мониторы и телевизоры воспроизводить отснятый материал.

Чтобы научиться передавать настроение, запахи, движение воды, нужно активно тренироваться и изучить главные правила съемок водопадов и быстрых рек. Во-первых, оборудование должно быть подобрано правильно – и камера, и объектив, и фильтры, и штатив. Без них не получится снимать ровно и качественно. Во-вторых, нужно знать все технические особенности вашей камеры. Поэтому для съемок чего-то нового лучше взять менее подходящую, но проверенную камеру, чем новую многофункциональную. И потерять много часов в тщетных попытках получить нужные эффекты.

Съемки водопадов требуют тщательной подготовки, обычно до самого момента съемок проходит не менее пары дней и несколько важных этапов:

  • подбор необходимого набора оборудования
  • поиск места и точки съемки
  • выбор оптимальной погоды, времени суток, сезона
  • подготовка экипировки, подходяще по сезону и погоде одежды
  • пристрелочные кадры с разными настройками
  • Самый трудоемкий этап – поиск места и подбор ракурса, а затратный – комплектации «походного рюкзака», особенно при отсутствии какого-либо нужного оборудования

Особенности местности и пейзажа

Съемки водопадов и рек имеют ряд преимуществ перед другими видами – объект не перемещается, пейзаж вокруг не изменяется, поэтому время на подготовку, пристрелку и саму работу не ограничено. С другой стороны – влажность, отдаленность от цивилизации, особые режимы фотосъемки не очень хорошо сказываются на камере. Нужно постоянно следить, чтобы не попала вода на камеру, особенно при смене объективов. Часто возле водопадов дует сильный ветер, поэтому оборудование должно быть в безопасности, проверенное и надежно закрепленное.

Для выбора режима съемок важны следующие особенности:

  • в воздухе очень много частичек воды, каждая из которых отражает и преломляет свет;
  • брызги постоянно попадают на объектив, приготовьтесь регулярно (иногда и раз в 5 минут) протирать его специальной тряпочкой;
  • потоки движутся очень быстро;
  • разница между цветом воды и окружающего пейзажа может быть очень большой, некоторые участки получаются излишне затемненными;
  • важен не только сам водопад, но и композиция в кадре.


Необходимое оборудование

Когда заходит речь о необходимом оборудовании, подразумевается, что есть свободные средства, которые легко можно потратить на приобретение инструментов. Что фотограф неопытный и не имеет достаточного количества приспособлений. Что съемки подобного плана не последние в работе, и все оборудование послужит еще долгое время.


Камера. Если фотоаппарат у вас уже есть, и он достаточно хороший, то смело переходите к следующему пункту. Главное, чтобы камера имела ручной режим настроек, возможность снимать на длинной выдержке, объектив был сменный, а технические характеристики и внутреннее меню тщательно изучено. При желании можно снять красиво и на недорогой фотоаппарат, имея неплохой объектив и правильные навыки. Если выбирать модель, то пусть будет «зеркалка» с режимом стабилизации изображения, возможностью снимать в RAW и использовать объективы, а если еще и без кроп-фактора, то снимать будет гораздо проще. Остальные моменты успешно компенсируются оптикой, правильно настроенными режимами и грамотно выбранным штативом.


Объектив. Небольшие водопады часто окружены камнями, деревьями и протекают в узких ущельях. Поэтому используйте для таких съемок широкоформатный объектив, лучше если он будет типа «зум» с фокусным расстоянием 18-20 мм. Такой объектив является универсальным для «пейзажника» или свадебного фотографа. Если вы планируете снимать много и долго в этих жанрах, приобретите хороший дорогой широкоформатник. Он долго прослужит и позволит качественно отрабатывать практически всех необходимые мероприятия и моменты.

Штатив. Съемки водопада предполагают наличие ветра и неровной поверхности для установки камеры. Поэтому штатив должен быть качественный и устойчивый, от него зависит не только стабилизация кадра, но и сохранность камеры. Количество поворотных направлений в данной ситуации не так важно, как устойчивость и рабочая нагрузка. Последняя должна превышать вес камеры с объективом и фильтром. А возможность регулировать высоту каждой ноги отдельно поможет более прочно установить штатив на неровной поверхности.


Фильтры. Снимать быстро бегущую воду без фильтров достаточно сложно, она получается неживой или слишком смазанной. Потому что вода отражает и преломляет падающий на нее свет, создает блики, засвеченные пиксели. Для водопадов обычно берут 2 фильтра: нейтральный серый и поляризационный. Первый выравнивает цвет и убирает засветы от потоков воды, второй делает их более прозрачными, естественными, снижая общую яркость снимка. Современный вариант профессионального фильтра – переменный серый выполняет функцию вышеперечисленных и позволяет регулировать степень затемнения.

Сменные аккумуляторы. Об этом много пишется на всех форумах и некоторые фотографы все равно попадают в такую ситуацию. Камера при длинной выдержке потребляет много энергии, поэтому аккумуляторы быстро разряжаются. На помощь придет сменный блок или запасные батареи. В холодную походу даже двойной комплект. Места они занимают немного, а польза очевидная.

Дополнительные карты памяти. Такая же ситуация возникает с памятью камеры, когда съемки долгие, сохраняются снимки в RAW. Лучше брать несколько карт по 16 или 32 Гб, так проще будет потом искать нужное, да и зависать будут меньше при сохранении. Флешки весят и занимают места еще меньше, чем аккумуляторы, поэтому лишние 2-3 штуки про запас должны быть. Важный момент – освобождайте карты памяти сразу после съемки, так вы не удалите случайно снимки с чьей-то свадьбы в процессе работы.


Тряпочки из микрофибры для объектива. Водопад – явление достаточно мокрое, чтобы запечатлеть интересные кадры, придется подходить к воде достаточно близко. Брызги от потоков будут постоянно попадать на стекло объектива. Возьмите несколько специальных тряпочек для оптики, вам придется каждые 5-7 минут протирать объектив.

Время суток, погода

Водопад красив в любую погоду и в любое время суток, нужно только найти правильный ракурс и настройки. В дневное время излишек света следует гасить фильтрами, а ночное – выставлять ISO побольше, чтобы захватить все детали. В летнее время водопад красиво дополняют цветы, трава, деревья, в зимнее – все покрыто причудливыми снежными узорами. Весной и осень из-за дождей большинство водопадом становятся мощнее, а поток сильнее. Некоторые водопады в жаркий период текут совсем слабо, это нужно учитывать при выборе времени года для съемок. Предварительный выезд на место позволит оценить ситуацию и подобрать оптимальный набор инструментов.


То же самое касается и погоды – в дождь или снег снимать сложнее, но они не помешают сделать красивые кадры при желании. Палящее солнце неприятно для фотографа и камеры, но дает удивительные переливы на воде. Осень славится туманами над водой, утром и поздно вечером над водопадом можно застать густые красивые облака. Определить нужную погоду можно по прогнозам.

Настройки и режимы камеры

Нестандартные съемки всегда требуются небанальных подходов и определенных отклонений от нормы съемок. Водопад – не исключение, снимать будем в формате RAW, чтобы потом можно было поправить недочеты в процессе обработки.

Первым делом выставляет ручной режим настроек, он позволит избежать стандартных проблем с фокусом и ISO. Снимать движение воды можно на короткой или длинной выдержке, результат получится абсолютно разный.


Максимально закрытая диафрагма при длинной выдержке позволит снизить количество шумов, а детализации при этом будет на достаточно высоком уровне. Чтобы «нащупать» нужное значение, поставьте ее в среднее положение и на шаг уменьшайте, когда качество пойдет вниз, вы сразу заметите. Крайние значения (полностью открытая или максимально закрытая диафрагма) лучше не использовать, полученные снимки вряд ли порадуют вас четкостью и резкостью.

Выставляем минимально возможное в данной ситуации значении ISO, при съемках днем от воды дополнительно отражается свет, что может привести к бликам и засветам. Длинные выдержки усилят эффект, они сами по себе добавляют шумы и зернистость на снимок, а большой объем света и информации на матрице создадут какофонию красок.


Поговорим о выдержке, каждая съемка – явление уникальное и неповторимое. Погодные условия, камера, опыт фотографа – все требует пробных снимков и различных вариантов. Начинаем с 1-2 секунд, увеличивая и уменьшая выдержку при необходимости на разных настройках. Оптимальные значения лежат в диапазоне от 1 до 30 секунд, чем дольше открыты створки, тем сильнее размываются границы воды. Обычно 20-30 пристрелочных снимков выявляют наиболее подходящие для ситуации параметры.

Советы по съемкам водопада от опытных фотографов

Комбинация параметров лучше всего определяется опытным путем, поэтому подготовка к съемке может длится несколько часов, а сама съемка час-два. Что нужно знать начинающим фотографам прежде чем начать снимать водопады:

    Длинные и короткие выдержки имеют ряд существенных отличий, у каждой есть преимущества. Воду можно снимать на любых значениях. При короткой – потоки будут естественными, прозрачными, при длинной – сливаться в поток, размываться. Оба эффекта красиво смотрятся на фотографии. Ультрокороткая выдержка позволит снимать бурлящие потоки, брызги и капельки воды в воздухе.


  • Не спешите снимать сразу, походите вокруг, поищите ракурс для небанальной съемки. Иногда появление в кадре одной ветки дает больше, чем вся композиция целиком. Заполните кадр на всех планах, чтобы на снимке был не только сам водопад. Шикарно смотрятся на снимке камни, валуны и каскады под потоком воды.
  • Ракурс съемок должен быть на уровне потока реки, снизу и против движения воды, чтобы передать величие и динамику. Экспериментируйте с масштабами, делайте акцент на отдельные детали вокруг водопада.
  • «Всякая погода благодать…», или тренируйтесь снимать в любую погоду. Если вы сможете повернуть капризы природы себе на пользу, то может получится замечательный кадр. В пасмурную погоду естественный свет рассеивается облаками, а во время дождя природа оживает новыми красками и оттенками, тени становятся более сочными, а цвета насыщенными.
  • Съемка воды крупным планом может дать удивительные результаты. Пузырьки на выдержке от 4 до 6 секунд рисуют на фотографии причудливые спирали, а подводные камни и препятствия образуют на поверхности узор.
  • Если исключить из снимка небо, то можно слегка «завалить горизонт» для улучшения восприятия картины. К тому же небо являет собой сильный контраст с мрачными мокрыми камнями и будет на фото белым участком.

  • Выведите гистограмму на дисплей, часто снимки получаются пересвеченными, что не всегда заметно на экране камеры. Во врем пристрелочных кадров, да и в процессе съемки, сверяйте внутреннее ощущение с графиком и корректируйте настройки.

Применяя эти советы, можно уже с первого раза получить достаточно сносные снимки, а при регулярной работе, уже через пару месяцев выйти на совершенно иной уровень качества. Технические характеристики камеры, погода, экипировка, дополнительное оборудование – ничего не заменит до автоматизма отработанных навыков, личного опыта и наработанного фотографического видения.

Дорогие друзья, мы рады представить вам пост Кирилла Умрихина о том, как фотографировать водопады и реки в горах. Вы увидите один снимок, сделанный с разными выдержками и прочитаете объяснения автора о том, какой снимок он посчитал лучшим и почему. Не забывайте, что в нашем ЖЖ проходит , где в комментариях вы можете оставить свои снимки воды. Автора лучшей работы, выбранного нашим жюри, мы объявим в пятницу.

Водопады для меня, как маяки, - всегда хочется немедленно бежать и фотографировать их. Но если с маяком все более-менее понятно, где главное найти красивый ракурс и поймать нужное время, то в фотосъемке водопадов есть один небольшой секрет - это выдержка, которую вы используете. Ниже - небольшой урок по тому, как красиво сфотографировать водопад или, например, горную речку.

Прежде всего, обсудим технику. Вам понадобится камера, способная снимать в ручном режиме. Если это зеркалка - хорошо, если полноформатная камера, как Nikon D800, - ещё лучше, поскольку для меня - это эталонная камера в съемке пейзажей. Объектив подойдет практически любой: от широкоугольника до телевика - все зависит от того, как близко вы можете подойти к водопаду и какого он сам размера.

На фото ниже - стандартный зум-объектив NIKKOR 24-70 mm f/2.8 - одна из самых востребованных мной линз в любой съемке. Главное условие к объективу - возможность использования светофильтров.

Третья необходимая вещь - светофильтр. Подойдет нейтрально-серый с затемнением выше двух ступеней, можно использовать и полярик - он тоже поможет, но в солнечный день уже не спасет всю ситуацию. У меня циркулярный нейтральный фотофильтр, один из самых дешевых, тем не менее именно он всегда помогает снимать с долгой выдержкой там, где без него будет сплошной пересвет.

Четвертое - штатив. Подойдет любой, вплоть до маленького гориллопода, если нет сил и желания брать большой (у меня всегда так, кроме поездок на водопады). Если нет штатива - ищите камень, бревно, дерево, перила или любую горизонтальную площадь, где можно надежно разместить камеру.

Лучше всего снимать водопады не днем, когда солнце в зените и свет падает сверху, а утром или вечером. Закатные краски в воде выглядят еще красивее, и вода будет не просто белой или серой, а может проявиться розовый, фиолетовый или сиреневый оттенки. Для каждого конкретного места свое удачное время и порой приходится возвращаться на точку съемки не один раз.

Итак, мы на месте. Достаем камеру и делаем снимок. Получаем с виду обычный кадр, где вода вышла обычно, практически резко. Если нужны резкие капли, то нужно добавить ISO, так как в тени деревьев все-таки темно. Но мы сюда пришли за другим - зачем нам кадр, каких миллионы?

Ставим камеру в режим приоритета диафрагмы (самый простой вариант) или ручной режим и начинаем увеличивать выдержку. Тут понадобится штатив, так как снимать с рук на 1/20 секунды уже не так легко.

Остальные настройки: f/5.6, ISO100.

Уже видно, как вода начинает смазываться, но ещё не так, как нам надо.

Закрываем диафрагму, f/7.1. Выдержка, соответственно увеличивается до 1/13 секунды. ISO здесь и далее не меняется - оставляем 100. Уже водопад похож на реальное падение воды, но нам нужно больше.

1/8 секунды, диафрагма закрыта на 9. Четких капель уже нет, и линии воды превратились в резкие струи, словно волосы. В некоторых местах отчетливо видны брызги, отлетающие от камней. Так лучше?

1/5 секунды, закрываем диафрагму на 11. Струйки воды постепенно сливаются в сплошные потоки.

0,4 секунды, практически половина. Диафрагма 14. Начинает размываться и вода на переднем плане.

0,6 секунды, диафрагма 18. После такой выдержки уже нет единичных брызг, а все слито в один сплошной поток.

Если вы нашли водопад не в глухих джунглях, а это популярная туристическая достопримечательность, то лучше выбрать не самое активное время наплыва публики. Нет ничего хуже, чем нажать на кнопку и увидеть, как кто-то вбегает в ваш кадр. С одной стороны, длинная выдержка тут может помочь и смазать незваного гостя, с другой, он может остаться выбивающимся из сюжета пятном на снимке.
1 секунда и максимальная диафрагма 22. Я считаю, что подобной выдержки вполне достаточно для того, чтобы красиво снять горную реку или водопад. Но поставить её днем без темного фильтра, даже находясь в тени деревьев, практически невозможно - все будет пересвечено.

Я решил провести эксперимент и попробовать продолжать увеличивать выдержку за счет того, что затемнял свой циркулярный нейтральный фильтр. Его особенность такова, что он состоит из двух поляризационных фильтров, и если его крутить, то в какой-то момент он становится полностью непрозрачным.
Выдержка 2,5 секунды, диафрагма 22.

Будьте внимательны, чтобы брызги от водопада не попадали на камеру и оптику. Если на длинной выдержке на объективе появятся капли, то это может отразиться на кадре. А вот если вы ненароком утопите камеру - последствия будут гораздо печальнее. Одно я сказать могу точно - сломать камеру тем, что на неё попали брызги, не так просто. Для этого необходимо будет встать прямо под водопад, чего я, конечно же, делать не советую, но иногда ради ракурса можно забыть обо всем. И да, используйте удобную обувь: камни около воды всегда скользкие, будьте аккуратны и внимательны, смотрите, куда наступаете.

Выдержка 8 секунд. Что-либо поменялось?

И вот финальный кадр: выдержка 15 секунд, диафрагма 22, ISO 100. Вода превратилась в облачный поток, свисающий с камней, часть которых красиво проявилась сквозь брызги. Из-за того, что в водопаде множество порогов, получились красивые перепады с камня на камень, вода снизу тоже размылась и получилась красивая картинка, достойная быть напечатанной в статье про путешествие. Интересный контровой теплый свет, небольшой блик и главное - все-таки вода, красиво парящая на водопаде. И, конечно же, финальный штрих: мой опыт мне подсказывает, что как бы редко ты ни менял объективы и постоянно ни чистил матрицу, при закрытой на 22 диафрагме пыль и грязь все равно вылезают. Если присмотритесь на фотографиях выше, ее немного заметно, хоть эта камера была тщательно вычищена перед этой поездкой, а пользовался я ей только под водой в боксе. Но не стоит бояться этих пятен- Lightroom убирает их очень легко с помощью лечебной кисти.
Вуаля, один из самых красивых на мой взгляд водопадов- Родчестер, остров Маврикий.


Диафрагма - f/22
Выдержка - 1/15 с ISO - 100
Фокусное расстояние - 50 mm
Камера - Nikon D800
Объектив - NIKKOR 24-70 mm f/2.8
Нейтрально-серый циркулярный светофильтр

Водопады для меня как маяки- всегда хочется бежать и фотографировать их. Но если с маяком все более менее понятно, главное найти красивый ракурс и поймать нужно время, то в фотосъемке водопадов есть один небольшой секрет- это выдержка, которую вы используете. Ниже- небольшой урок по тому, как красиво сфотографировать водопад или, например, горную речку.

Прежде всего обсудим технику. Вам понадобиться камера, способная снимать в ручном режиме. Если это зеркалка- хорошо, если полноформатный Nikon D800 -ещё лучше, поскольку для меня - это эталонная камера в съемке пейзажей. Объектив подойдет практически любой: от широкоугольника до телевика- все зависит от того, как близко вы можете подойти к водопаду и какого он сам размера.
На фото ниже- стандартный зум-объектив Nikkor 24-70 F/2.8 - одна из самых востребованных мной линз в любой съемке. Главное условие к объективу- возможность использования светофильтров.
Третья необходимая вещь- светофильтр. Подойдет нейтрально-серый с затемнением выше 2 ступеней, можно использовать и полярик- он тоже поможет, но в солнечный день уже не спасет всю ситуацию. У меня циркулярный нейтральный фотофильтр, один из самых дешевых, тем не менее именно он всегда помогает снимать с долгой выдержкой там, где без него будет сплошной пересвет.
Четвертое- штатив. Подойдет любой, вплоть до маленького гориллопода, если нет сил и желания брать большой (у меня всегда так, кроме поездок на водопады). Если нет штатива- ищите камень, бревно, дерево, перилы или любую горизонтальную площадь, где можно разместить камеру.

Итак, мы на месте. Достаем камеру и делаем снимок. Получаем с виду обычный кадр, где вода вышла обычно, практически резко. Если нужны прям резкие капли, то нужно добавить ISO, так как в тени деревьев все-таки темно. Но мы сюда пришли за другим ведь? Зачем нам такой кадр, каких миллионы?

Мы ставим камеру в режим приоритета диафрагмы (самый простой вариант) или ручной режим и начинаем увеличивать выдержку. Тут нам и понадобиться штатив. с рук на 1/20 секунды секунды снять уже не так просто.
остальные настройки: f/5.6 ISO100
Уже видно, как вода начинает смазываться, но ещё не то рт.

Закрываем диафрагму. F/7.1 Выдержка соответственно увеличивается до 1/13 секнды. ISO здесь и далее не меняется- 100. Уже водопад похож на реальное падение воды, но нам нужно больше

1/8 секунды, диафрагма закрыта на 9. Четких капель уже нет и линии воды превратились в резкие струи, словно волосы. В некоторых местах отчетливо видны брызги, отлетающие от камней. Так лучше?

0,4 секунды, практически половина. диафрагма 14. Начинает размываться и вода на переднем плане.

0,6 секунды, диафрагма 18. После такой выдержки уже нет единичных брызгов, а все слито в один сплоной поток.

1 секунда и максимальная диафрагма 22. Я считаю, что подобной выдержки вполне достаточно для того, чтобы красиво снять горную реку или водопад. Но поставить её днем без темного фильтра даже находясь в тени деревьев практически невозможно- у вас все будет пересвечено.

Я решил провести эксперимент и попробовать продолжать увеличивать выдержку за счет того, что затемнял свой циркулярный нейтральный фильтр. Его особенность такова, что он состоит из двух поляризационных фильтров и если его крутить, то в какой-то момент он становится полностью непрозрачным.
выдержка 2,5 секунды, диафрагма 22

выдержка 8 секунд, что-либо поменялось?

и вот финальный кадр: выдержка 15 секунд, диафрагма 22, ISO100. Вода превратилась в облачный поток, свисающий с камней, часть которых красиво проявилась сквозь брызги. Из-за того, что в водопаде множество порогов получились красивые перепады с камня на камень, вода снизу тоже размылась и получилась красивая картинка, достойная быть напечатанной в статье про путешествие. Интересный контровой теплый свет, небольшой блик и главное- все-таки вода, красиво падающая парящая на водопаде. И, конечно же, финальный штрих: мой опыт мне подсказывает, что как бы редко ты не менял объективы и постоянно не чистил матрицу, при закрытой на 22 диафрагме все равно вылезает пыль и грязь. Если присмотритесь на фотографиях выше её немного заметно, хоть эта камера была тщательно вычищена перед этой поездкой, а пользовался я ей только под водой в боксе. Но не стоит бояться этих пятен- Lightroom убирает их очень легко с помощью лечебной кисти.
Вуаля, один из самых красивых на мой взгляд водопадов- Родчестер, остров Маврикий.

Какой снимок больше всего понравился вам?
Есть уже снятые водопады? Жду в комментариях, обсудим!

Христиан Хойберг - норвежский фотограф-путешественник, специализирующийся на пейзажах. Его страсть к исследованиям дала возможность сфотографировать много красивых и уникальных мест. Христиан с удовольствием делится своими знаниями и обучает фотографов всех уровней.

Как он сам говорит, с самого начала карьеры его привлекала вода. Будь то океан или водопад. Вода очаровывала. В представленном уроке Христиан Хойберг делится своими приёмами съёмки водопадов.

Оборудование

Съёмка водопадов может быть сложной. Вы во время съёмки оказываетесь в реке, в множестве брызг, поэтому и вы, и оборудование можете промокнуть. Мало сделать пару снимков и уйти. Для того чтобы захватить красоту, оборудование должно быть особым.

Прочный штатив

Техника длительной экспозиции очень популярна при фотографировании водопадов. Удерживать камеру неподвижно несколько секунд без штатива невозможно. Его применение гарантирует резкое изображение водопада.

Обратите внимание на слово «крепкий». Причина, по которой я акцентирую на этом внимание, проста: вы часто будете находиться в сильном потоке. Дешёвый лёгкий штатив быстро опрокинется.

Фильтры

Они очень помогут вам. Используйте фильтр для уменьшения бликов и отражений, либо для размытия воды. Поляризатор отлично работает для удаления нежелательного блеска и увеличения времени выдержки. Использование ND-фильтра также отлично подходит для фотографирования водопадов. Он позволит получить более высокую выдержку, но она не уберёт блеск воды.

Аксессуары

Штатив и фильтры - определяющие инструменты, но есть некоторые аксессуары, которые облегчат задачу и сделают изображение более чётким.

Пульт спуска затвора. Он уменьшает количество вибраций камеры. Повышение чёткость при его использовании очень заметно.

Ткань из микрофибры. Проблема съёмки водопадов - брызги воды. Они будут вне зависимости от того где вы располагаетесь. Мелкая водяная пыль будет всюду, даже если это мало заметно. Использование тряпочки из микрофибры позволит вам держать линзу сухой, без капель и грязи. Это облегчит постобработку, поскольку вам не придётся тратить времени на удаление брызг.

Воздуходувка. Большинство людей используют её для чистки фотоаппарата, но это не все её положительные свойства. Ещё одна проблема съёмки водопадов - конденсат. Объектив или фильтр может покрываться росой так, что вы почти ничего не сможете увидеть на изображении. Воздуходувка вместе с салфеткой устранят эту проблему.

Дождевик. Он может потребоваться не каждый раз, но периодически он бывает важен. Он не защитит стекло, но позволит оставаться сухой самой камере. Без дождевика есть риск вернуться домой с неработающей камерой.

Методы

Нет чётких правил. То, что для одного красиво, может казаться некрасивым для другого. Описанное ниже используйте не как руководство, а как советы.

Поиск точки съёмки

Изменение точки съёмки может кардинально изменить изображение. Выбор обусловлен местоположением и пейзажем. Автор данных советов предпочитает низкую перспективу, поскольку это даёт лучший передний план.

Обойдите район вокруг водопада, поищите композицию и перспективу. Когда вы найдёте место съёмки, которое вам нравится, попробуйте опустить камеру до уровня земли, поднимите до уровня глаз и выше. Эти действия помогут вам сделать выбор.

На изображении ниже камера была в 10 см от воды. Использование такой низкой перспективы помогло в полной мере показать поток на переднем плане. Это поменяло изображение и сделало хорошую композицию.

Другая фотография, сделанная в Орегоне, имеет гораздо более высокую перспективу. В данном случае камера была на высоте 1-1.5 м над землёй. Из-за отсутствия интересных передних планов и плотной композиции более высокая точка съёмки работала лучше.

Используя элементы вокруг, в данном случае кусты, вы можете заполнить рамку фотографии интересными темами.

Стремление к низкой драматичной перспективе является общей ошибкой. Это хорошо, но не всегда. В первую очередь для этого должен быть интересный передний план. Обратите внимание на изображение ниже. Что под водопадом? Кроме камней ничего. Если бы там была вода, то передний план бы удался, но этого нет.

Заполняйте рамку тем, что вы считаете прекрасным. Для этого снимите камеру со штатива и посмотрите на композицию с разных сторон. Возможно, более высокая перспектива заполнит рамку лучше, чем низкая.

Выдержка

Вы все видели изображения с белым шелковистым потоком. Как это возможно?

Обратим ещё раз внимание на оборудование: штатив, пульт дистанционного управления, поляризационные и ND-фильтры. Это можно сделать и без фильтров, если вы фотографируете во время сумерек или на рассвете, но часто фильтры бывают не лишними, при ярком свете. Эта техника невозможна без штатива.

Эффекта шелковистой воды можно добиться, применяя длительную выдержку. В зависимости от ожидаемого результата этот показатель может быть от нескольких секунд до нескольких часов. Установка выдержки в 1 секунду может стать сложной задачей днём, даже если вы снимаете с диафрагмой 22.

Чтобы этой проблемы избежать, вы можете применять фильтры для уменьшения количества света, не жертвуя при этом диафрагмой. Ранее уже было сказано о CPL и мягком ND-фильтре.

Выдержка зависит от скорости воды и желаемого эффекта. На фото выше скорость затвора была 0.4 секунды, чтобы получить мягкий эффект.

У использования длительной выдержки есть ещё одна проблема. Фотографируя реку, вы замечаете, что кусты и деревья тоже получаются смазанными из-за ветра. Исправить это сложно, но можно. Вот несколько советов:

  • Дождитесь момента, когда ветер стихнет.
  • Измените скорость затвора. Попытайтесь увеличить скорость затвора. Правда, вы можете потерять шелковистый эффект, поэтому делайте выбор: идеальный размытый водопад с нечёткими деревьями вокруг или резкое окружение и не идеальный водопад.
  • Захват нескольких экспозиций. Метод более совершенный, но требует навыков в работе с. Вы берёте одну экспозицию, где хорошо получился водопад, затем делаете ещё одну фотографию с более высокой скоростью затвора, которая делаёт чёткой окружающую среду. Затем во время постобработки смешиваете изображения и получаете идеальный снимок.

Выбирайте время суток

Как и в любой другой пейзажной фотографии, свет здесь очень важен для получения хорошего снимка. Многие фотографы работают только на рассвете или в сумерках. Также и с водопадами.

Свет, бесспорно, лучше во время захода или заката из-за низкого положения солнца относительно горизонта. Свет в это время особенно мягкий. При фотографировании днём, вы заметите, что вода сильно бликует, а может вообще иметь металлический вид. Окружающая среда тоже влияет на внешний вид воды, делая её менее привлекательной. Когда солнце низко, проблема не столь заметна. С этой точки зрения восход или закат идеальное время для съёмки.

Всё же можно фотографировать водопады и в полдень. Погода при этом должна быть облачной. Свет солнца будет не таким ярким и жёстким, количество бликов тоже уменьшится.

Безопасность аппаратуры

Ранее мы уже упоминали, что часто съёмка водопадов заставляет быть в центре реки, где много брызг. Это ведёт к намоканию камеры. Вот несколько советов, которые помогут сохранить вашу камеру и избежать пятен на фотографии.

Ткань из микрофибры была уже упомянута. Вам придётся вытирать линзы после каждого снимка.

При создании этого снимка пришлось постоянно вытирать объектив, поскольку автор стоял среди брызг, а ветер нёс капли воды прямо на фотоаппарат.

В любом случае использование специальной защитной экипировки продлит срок службы камеры.

Заключение

Подведём итог. Важно использование правильного оборудования. Крепкий штатив - наиболее важная деталь, обеспечивающая устойчивость камере и уменьшающая вибрации. Пульт дистанционного управления также поможет убрать вибрации. Воздуходувка приведёт объектив в порядок и даст чёткое изображение и упростит постобработку.

Используйте фильтры или фотографируйте с маленькой диафрагмой, чтобы увеличить скорость затвора и получить шелковистую воду. Рекомендуем фильтры CPL или ND Filter.

Лучшее время для съёмки водопадов - восход или закат, но неплохие фотографии получатся и в пасмурную погоду. Полуденное солнце же уничтожит изображение.